Презентация, доклад Использование опорных схем - рисунков для развития речи дошкольников

Содержание

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ

Слайд 1Использование опорных схем-рисунков для развития речи дошкольников
Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко»
Жигналь

Елена Николаевна
Использование опорных схем-рисунков для развития речи дошкольников Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко»Жигналь Елена Николаевна

Слайд 2Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить

предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.

Проблемы речи детей дошкольного возраста

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая

Слайд 3Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе

логических связей материала
он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание» (В.Ф.Шаталов).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
(К . Д. Ушинский)

Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным,

Слайд 4Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине,

транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т.п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогом в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб

Слайд 5Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок

должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Что же такое опорные схемы?

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на

Слайд 6Введение элементов схем, символов.
Обозначения: цвета; формы; величины; действия и т.д.


Этапы работы с опорными схемами

Цветовые пятна – обозначение цвета







Геометрическая форма –
обозначение формы предмета






Контур из деталей предмета –
назвать, из каких частей состоит предмет











Контур предмета со знаком вопроса-
назвать материал,
из которого сделан предмет
и его составные части

?

Введение элементов схем, символов. Обозначения: цвета; формы; величины; действия и т.д.     Этапы работы

Слайд 7
Этапы работы с опорными схемами
Использование элементов опорных схем, символов
во

всех видах НОД, в различных видах деятельности.

У ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим
только в какой-то одной области. Символ универсален

Введение отрицаний

Например, обозначения:
· не большой – контурное изображение перечёркнутого домика;
· не круглый – контурное изображение перечёркнутого круга;
· не съедобный – контурное изображение перечёркнутых губ и т. д





Этапы работы с опорными схемами Использование элементов опорных схем, символов во всех видах НОД, в различных видах

Слайд 8Этапы работы с опорными схемами
Сочетание символов, "чтение" цепочки символов


Например: в левом верхнем углу большой круг.




Л


Этапы работы с опорными схемами Сочетание символов,

Слайд 9Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является

активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор

Этапы работы с опорными схемами

ИГРЫ:

«Копилка слов», в которую можно собирать слова (рисовать, обозначать при помощи символов) сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (в конце занятия, через день). Периодически мы обращаемся к этому словарику, вспоминая изображённые слова и выражения.

«Зашифруем слова». Взрослый просит ребёнка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребёнку необходимы усилия и, помимо памяти, ещё и воображение.

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой

Слайд 10Этапы работы с опорными схемами
Творческое создание детьми опорных схем

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок и др.).











Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)





Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).

Этапы работы с опорными схемами Творческое создание детьми опорных схем

Слайд 11Примеры использования опорных схем в работе с детьми

Примеры использования опорных схем в работе с детьми

Слайд 12Схемы для составления описательных рассказов
Игрушки
1. Цветовые пятна. (Какого цвета

игрушка?)
2. Геометрические фигуры.(Какой она формы?)
3. Мячи разного размера. (Какого размера игрушка?)
4. Детали машины. (Назови детали игрушки.)
5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

Схемы для составления описательных рассказов Игрушки 1. Цветовые пятна. (Какого цвета игрушка?)2. Геометрические фигуры.(Какой она формы?)3. Мячи

Слайд 13Схемы для составления описательных рассказов
одежда
1. Цвет. (Какого цвета одежда?)
2.

Детали. (Из каких деталей одежда?)
3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?)
4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?)
5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?)
6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)
Схемы для составления описательных рассказов одежда 1. Цвет. (Какого цвета одежда?)2. Детали. (Из каких деталей одежда?)3. Контур,

Слайд 14Солнце. (Солнце светит.)
Дождь. (Часто идут дожди.)
Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
Ежик.

(Животные готовятся к зиме.)
Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

схемы для составления описательных рассказов


Осень

Солнце. (Солнце светит.)Дождь. (Часто идут дожди.)Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)Ежик. (Животные готовятся к зиме.) Птицы. (Птицы

Слайд 15Белка-шалунишка
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю —

прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок —
Подсушись, боровичок!

Дед Мороз прислал нам елку... Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок! В. Петрова

Схемы для заучивания стихов

Белка-шалунишкаСкачет белка-шалунишка, Рвет с еловых веток шишки,А потом на землю — прыгИ отыщет боровик.Гриб нанижет на сучок

Слайд 16Схемы для перессказа сказок

Схемы для перессказа сказок

Слайд 17Схемы для разучивания скороговорок и чистоговорок
В огороде у Федоры -

помидоры,
за забором у Федоры - мухоморы. (Автоматизация звука Р).


Схемы для разучивания скороговорок и чистоговорок В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры -

Слайд 18Использование пиктограмм
Способствует усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций


Вкусный сок

ИГРА

ЦЕЛЬ: усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания


Использование пиктограмм Способствует усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций Вкусный сок ИГРАЦЕЛЬ: усвоение детьми относительных

Слайд 19Игра


Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана

не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово – цветок – подснежник.
Есть слово - птица - снегирь.

Снежная куча



ИграСодержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов,

Слайд 20Игра


Разгадай по первым буквам

ИграРазгадай по первым буквам

Слайд 21Обучение дошкольников рассказыванию по картине
Расположи картинки по смыслу

Обучение дошкольников рассказыванию по картине Расположи картинки по смыслу

Слайд 22Дидактические, интеллектуальные игры по развитию речи; Пособия по развитию фонематических процессов

(звукового анализа и синтеза, различения звуков речи), по развитию звуковой культуры речи. (звукопроизношения, слоговой структуры слова), картотеки упражнений на формирование общих речевых навыков детей (дыхательные, голосовые упражнения; упражнения на нормализацию мышечного тонуса, координацию движений, самоконтроль, речевое внимание и т.д.)., Наглядные пособия (предметные, сюжетные картины), опорные схемы, мнемотаблицы для описательных рассказов, заучивания стихотворений, перессказа сказок и т.д.

предметно- пространственная среда

Уголок по развитию речи

Дидактические, интеллектуальные игры по развитию речи; Пособия по развитию фонематических процессов (звукового анализа и синтеза, различения звуков

Слайд 23 В настоящее время я использую как традиционные, так и нетрадиционные

методы и формы педагогического просвещения родителей: семинар-практикум: «Как научить ребенка составлять рассказы», консультации: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работе», «Развитие речи детей 5-6 лет», родительское собрание на тему: «Речевое развитие ребенка».
Была организована информационная выставка «Если ваш ребёнок плохо говорит».

Работа с родителями

В настоящее время я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей:

Слайд 24Как показал опыт моей работы, введение различных заданий творческого характера, использование

картинно-графических схем, мнемотаблиц, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Результаты работы

Как показал опыт моей работы, введение различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, мнемотаблиц, игровых и компьютерных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть