Слайд 1МЕТОДИКА
ГЛЕНА ДОМАНА
для раннего развития ребенка в домашних условиях
подготовила учитель-дефектолог города
Иваново МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»
Колесник Елена Николаевна
Слайд 2
Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в
Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми.
Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.
Слайд 3
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка
с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Слайд 4 Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман посвятил около двадцати лет жизни
изучению того, как помочь детям, страдающим повреждением мозга и нарушениями в работе нервной системы, развиваться, воспринимать окружающий мир или полностью излечиться. Он утверждал, что физическое здоровье напрямую связано c уровнем интеллекта. Поэтому для малышей в первую очередь разрабатывался индивидуальный комплекс упражнений. Ребёнок тренировался фокусировать взгляд на предмете: врач показывал карточки с нарисованными на них красными точками на белом фоне. Позже на месте красных точек появились изображения предметов, животных и букв. Также дети подражали взрослым, повторяли повороты головы, движения рук и ног. Затем их учили ползать.
Слайд 5 Вместе с регулярными физическими упражнениями с детьми занимались дыхательной
гимнастикой и мануальной терапией. Главное условие — проводить комплексные занятия регулярно. Через некоторое время врач заметил, что его подопечные стали догонять здоровых сверстников. Они научились не просто повторять движения, но и запоминали последовательность действий. Глен Доман сделал вывод, что постоянные активные физические тренировки способствуют развитию мозга. И чем больше ребёнок занимается физически, тем быстрее происходит его интеллектуальное развитие.
Через некоторое время Доман начал разрабатывать методику обучения и для здоровых карапузов. Интерес к изучению деятельности мозга детей, которые развивались в соответствии со своим возрастом, появился случайно. Во время реабилитации проблемных малышей, их здоровые сестры и братья присоединялись к занятиям и с удовольствием воспринимали информацию. Автор подготовил несколько программ, которые были усложнены, и результаты превзошли все ожидания. Дети в два года уже отлично читали, считали и были интеллектуально развиты намного больше своих сверстников.
Слайд 6
Глен Доман настаивал, что в каждом ребёнке заложен огромный
потенциал возможностей, которые нужно раскрывать с самого раннего возраста. Согласно его методике, с младенцем можно начинать заниматься с самого рождения, активно побуждая его к физическим упражнениям. С шести месяцев следует подключать интеллектуальное развитие с помощью наборов карточек.
Слайд 8Методика раннего развития, созданная Доманом, состоит из 4-х основных направлений.
1. Физическое развитие ребенка. Ребенок
с рождения должен иметь возможность свободно двигаться. Физиотерапевт предлагает всячески поддерживать и стимулировать ребенка в его попытках ползать, передвигаться на руках, ходить и так далее. По его мнению, динамическая гимнастика для новорожденного, а также любые физические занятия с малышом — это серьезный задел на всю его жизнь.
2. Обучение чтению. Это направление строится на показе ребенку карточек со словами (большие красные буквы на белом фоне). На первом этапе на карточках изображаются предметы из окружения малыша, потом прилагательные, глаголы (действия). Ребенок учится зрительно воспринимать полностью все слово, представляя его значение. Подробнее о методике можно прочитать в книге Домана «Как научить ребенка читать».
3. Обучение счету. Для обучения счету по представляемой методике используются карточки с красными кружками (сначала от 1 до 20). Ребенок видит количественную разницу, знакомится с понятием количества в обход абстрактных — и пока еще сложных для него — цифр. Благодаря этой методике ребенок учится быстро производить вычисления в уме.
Слайд 94. Формирование «багажа» энциклопедических знаний. Система энциклопедических знаний складывается за счет регулярного показа
малышу серий карточек с картинками. К таким карточкам есть определенные требования: картинка должна быть четкая, крупная, достоверная. Фон, на котором изображен предмет, — белый. Размер карточки — 27×27 см. Последняя рекомендация не существенна: многие мамы, которые изготавливают карточки самостоятельно или покупают готовые, используют другие размеры (а при просмотре карточек на экране компьютера, планшета или телефона размеры будут определены непосредственно размерами устройств).
Карточки разделяются на категории, в каждой категории от 10 карточек. Например, «Животные»: кошка, собака, корова и т.д.. Сначала надо просто показывать картинки, а потом раз за разом добавлять предложение с новой информацией об этом предмете (в общей сложности предложений 10—12).
Слайд 10Развитие исследований, последователи методики Домана
Эта методика за 6 десятилетий использовалась в
воспитании множества детей и завоевала уважение специалистов. Многие из исследователей развития детского мозга брали ее в качестве базы для своих работ. В результате появилось достаточно много практических материалов, которые современные родители могут использовать для своих занятий (это и комплекты «Букварь с пеленок», «Математика с пеленок», множество различных игр, пособий, наборы карточек).
Стоит заметить, что у методики появились и противники, по-разному обосновывающие свою «нелюбовь» к наработкам Домана.
В любом случае, родители сами должны принять решение, подходит ли методика для их малыша. Опираться надо на опыт, реакцию ребенка на занятия и на результаты, которые достигаются в ходе этих занятий.
Плюс приложения «Карточки Домана» в том, что вы можете попробовать позаниматься с ребенком без лишних затрат: вы не тратите ни свое время на изготовление материала, ни деньги на приобретение готового.
Слайд 11В помощь родителям:
как правильно заниматься по карточкам Домана с детьми
разного возраста
С детьми до года можно и даже нужно заниматься по методу Домана.
Родителям рекомендуется подобрать такое время, когда малыш не голоден, не хочет спать и чувствует себя здоровым. Только в этом случае он сможет сфокусировать внимание на картинках и подсознательно будет запоминать новую информацию. Если мама и папа видят, что кроха отвлекается, начинает плакать или капризничать, показывать карточки нельзя.
Методика раннего развития Глена Домана предусматривает правила, по которым проходят занятия:
Ребёнка нужно посадить, если он уже уверенно сидит, или положить на поверхность, где его ничто не будет отвлекать.
Родители за одно занятие показывают не более пяти карточек. По мере взросления крохи это количество увеличивается до десяти.
Слайд 12
Давать карточки в руки карапузу категорически запрещается: малыш не рассматривает и
не изучает их сам, он просто зрительно воспринимает информацию, слушая произносимые взрослыми слова.
Каждая карточка показывается ребёнку одну-две секунды, затем берётся новая. Одно занятие занимает 7–10 секунд.
Ежедневно нужно проводить занятия по пяти таким наборам. Каждый набор состоит из пяти карточек, поэтому в день кроха запоминает двадцать пять новых слов.
С каждым набором в день проводится три занятия. В общей сложности с малышом занимаются по пятнадцать раз ежедневно.
Занятия с одним набором карточек проходят на протяжении пяти дней подряд. Потом одна карточка из набора убирается, а на её место подбирается другая.
Во время занятий карточки нужно показывать ребёнку в разном порядке.
Слайд 13Обучение чтению
Обучение чтению по методике Глена Домана проходит в несколько этапов.
До
полутора лет ребёнку показывают только отдельные слова, которые он запоминает и учится находить среди предложенных карточек. При этом они должны быть написаны крупными заглавными буквами, чтобы кроха не отвлекался на их размер.
Когда ребёнок уже знаком со многими словами, из них можно складывать словосочетания. Например, малыш знает цвета и названия фруктов. Родители могут предложить ему две карточки вместе — оранжевый апельсин, жёлтый банан, красное яблоко. Дети быстро запоминают такие пары.
Следующим этапом после запоминания минимум 75–85 слов идёт изучение простых предложений. Родителям рекомендуется составлять их с действиями самого малыша. Например: Диана играет, Саша спит, Денис рисует. Ребёнку интересно все, что связано с его именем. Немного позже задачу можно усложнить: Диана играет в мяч, Саша спит в кроватке, Денис рисует корабль. Таким способом постепенно кроха научится читать не только отдельные слова, но и целые предложения.
Слайд 14Счёт
Для обучения ребёнка счёту, родителям нужно приготовить 100 карточек, на которых
в произвольном порядке будут изображены точки красного цвета от одного до ста. Занятия проводятся в несколько этапов (так же, как при обучении чтению). В самом начале с крохой изучают цифры от нуля до пяти, и от шести до десяти. Когда малыш запомнит их (в среднем через пять дней), можно добавлять новые.
Слайд 20Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые
до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your Baby Encyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».