Презентация, доклад Использование метода проектов в учебной деятельности

Содержание

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Слайд 1«Использование метода проектов в учебной деятельности младших школьников»
Автор: Жила Светлана

Александровна,
учитель начальных классов
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
«Использование метода проектов  в учебной деятельности младших школьников»Автор: Жила Светлана Александровна,учитель начальных классовНРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Слайд 2Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений

и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске,

Слайд 3 Проблема исследования
Исследовательское поведение в современном

мире рассматривается как стиль жизни современного человека

заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.

Проблема исследованияИсследовательское поведение  в современном мире  рассматривается как стиль

Слайд 4Сегодня метод проектов переживает второе рождение как эффективное приложение к

другим педагогическим технологиям, а в условиях введения ФГОС является одной из ведущих технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий и личностное развитие учащихся.

Актуальность темы

Сегодня  метод проектов переживает второе рождение как эффективное приложение к другим педагогическим технологиям, а в условиях

Слайд 5Ориентация на учеников
Ориентация на действительность
Ориентация на продукт
Три особенности практико- ориентированного проекта

Ориентация на учениковОриентация на действительностьОриентация на продуктТри особенности практико- ориентированного проекта

Слайд 7Признаки проекта
Наличие проблемы, нуждающейся в разрешении
Создание субъективно или объективно нового продукта,

снимающего проблему

Наличие исследовательской деятельности, необходимой для создания продукта

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и учителем, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

1

2

3

Признаки проектаНаличие проблемы, нуждающейся в разрешенииСоздание субъективно или объективно нового продукта, снимающего проблемуНаличие исследовательской деятельности, необходимой для

Слайд 8Добровольность выбора вида деятельности каждым школьником
Учет интересов и психологических интересов учащихся
Посильность

работы и доведение её до логического конца
Формирование основ культуры работы, качественное изготовление и эстетичное оформление объекта
Практическая значимость продукта

Основные принципы проектной деятельности

Добровольность выбора вида деятельности каждым школьникомУчет интересов и психологических интересов учащихсяПосильность работы и доведение её до логического

Слайд 9Учебный проект –самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям

и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.

Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов)

Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.

Учебный проект –самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным

Слайд 10КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ     ОСНОВАНИЯМ

Слайд 11Источники проекта
Внешне фиксируемые утраты и препятствия, затрудняющие процесс жизнедеятельности
Реальность
Норма
сопоставление
проблема
Цели

и средства

Сущее и должное

Реальное и нормативное

Несоответствие

Субъективно переживаемое противоречие

Реальное и желаемое

Объективно существующий факт неблагополучия в той или иной сфере жизни

Источники проектаВнешне фиксируемые утраты и препятствия, затрудняющие процесс жизнедеятельности РеальностьНормасопоставлениепроблема Цели и средстваСущее и должноеРеальное и нормативноеНесоответствиеСубъективно переживаемое

Слайд 12Проблема
Источник проекта – проблема, возникшая у учащегося
Я не понимаю …, но

хочу понять

Я не знаю …, но хочу разобраться

Я хочу сделать …, но не знаю как

Я хочу улучшить …, но не знаю как

Я хочу исправить …, но не знаю как

Я не умею …, но хочу научиться

ПроблемаИсточник проекта – проблема, возникшая у учащегосяЯ не понимаю …, но хочу понятьЯ не знаю …, но

Слайд 13Проблема, тема, цель
Тема ‒ Древнерусский город
Проблема ‒ Мы не всегда правильно

понимаем былины, так как неправильно представляем себе место их действия.
Цель‒ Изготовить модель древнерусского города.

Существующая ситуация

Желаемая ситуация


Проблема возникает вследствие противоречий между существующей ситуацией и представлением учащегося об идеальной ситуации, которые нужно разрешить.

Противоречие

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для учащегося. Её решение должно быть важно для него.

Проблема отражает тему проекта

Проблема, тема, цель Тема ‒ Древнерусский городПроблема ‒ Мы не всегда правильно понимаем былины, так как неправильно представляем

Слайд 14Логика исследования
1 . Обнаружение противоречия, постановка проблемы.
2 . Определение объекта и предмета исследования.
3 .

Постановка цели и конкретных задач исследования.
4 . Выдвижение предположения (гипотезы).
5 . Выбор методов проведения исследования.
6 . Построение плана исследования.
7. Проведение исследования по плану.
8. Получение и обработка результатов.
9. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
10. Описание процесса исследования.
11. Оформление результатов исследования.
12 . Определение сферы применения найденного решения.


Логика исследования1 . Обнаружение противоречия, постановка проблемы.2 . Определение объекта и предмета исследования.3 . Постановка цели и конкретных задач исследования.4 .

Слайд 15Планирование
Задачи представляют собой перечень определённых требований и процедур, гарантирующих получение необходимого

продукта.

Постановка задач исследования

Генерация идей

ПланированиеЗадачи представляют собой перечень определённых требований и процедур, гарантирующих получение необходимого продукта. Постановка задач исследованияГенерация идей

Слайд 16Методы исследования
Измерение
Конструирование
Эксперимент
Поиск информации
Анализ источников информации
Опросы (анкетирование, интервью)
Наблюдение
Тестирование
Обработка результатов


Средства

Методы исследованияИзмерение КонструированиеЭкспериментПоиск информации Анализ источников информацииОпросы (анкетирование, интервью) НаблюдениеТестированиеОбработка результатов Средства

Слайд 17Методы исследования
Свободные ассоциации
Антропотехника
Мозговая осада
Мозговой штурм
Гиперболизация
Инверсия
Аналогия
Неология
Бионика
Морфологический ящик
Комбинирование

Методы исследованияСвободные ассоциации АнтропотехникаМозговая осадаМозговой штурм ГиперболизацияИнверсияАналогияНеологияБионикаМорфологический ящикКомбинирование

Слайд 18Структура проекта
Целеполагание
Планирование
Исследование
Исполнение
Оформление результатов
Защита проекта
Оценка
1
2
3
4
5
6
7

Структура проектаЦелеполаганиеПланированиеИсследованиеИсполнениеОформление результатовЗащита проектаОценка1234567

Слайд 19Этапы работы над проектом
 
Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.
 
Постановка проблемы (Самый

важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
 
Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы)
 
Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)
На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.
 
Составление плана работы над проектом.

 Сбор информации:
 
Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
 
Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
 
 
Защита проекта.
 
Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
 
 


Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация. Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего

Слайд 21Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.


Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка, в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения 2-3 недели в режиме урочно - внеурочных занятий.
Включать в процесс работы: экскурсии, акции, работу с различными источниками информации, исследование.
Презентация творческих работ с привлечением общественности (родителей, старшеклассников, учителей, педагогов…)


Требования

Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования должна быть

Слайд 22Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта.
1.Связь с программой.
Проект полностью

ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного проекта.

2.Содержание проекта.
Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема ясно изложены, хорошо определены и поддержаны вопросами темы и учебной программы. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

3. Соблюдение авторских прав.
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

4. Оригинальность.
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников

5. Мультимедийные средства.
Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.

Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта.1.Связь с программой.Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный

Слайд 236. Использование педагогических технологий.
Проект полностью соориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его

основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

7. Работа в группах.
Работу над проектом в равной мере осуществляют все члены группы.

8. Графический дизайн.
Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

9. Оценивание проекта учащихся.
Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения.
Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.

10.Организация применения проекта в школе.
Описание учебного проекта отображает чёткую последовательность мероприятий по его внедрению.
Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.
Учебные проекты легко модифицировать и реализовать в разноуровневом обучении.

6. Использование педагогических технологий.Проект полностью соориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.7.

Слайд 24Выставка
Газета
Журнал
Карта
Сказка
Сценарий
Экскурсия
Игра
Праздник
Видеоклип

Учебное пособие
Путеводитель
Атлас
Письмо
Анализ соц.опроса
Видеофильм




Формы продуктов проектной деятельности

ВыставкаГазетаЖурналКартаСказкаСценарийЭкскурсияИграПраздникВидеоклип  Учебное пособиеПутеводительАтласПисьмоАнализ соц.опросаВидеофильмФормы продуктов проектной деятельности

Слайд 25
Классификации технологий
Система знаний
ТОГИС
Педагогические мастерские
Проектный метод
Личностное развитие
Личностно центрированная технология

Продуктивное обучение
Когнитивные технологии
Школа-парк
КСО
Проблемное обучение
Модульное

обучение

Программированное обучение

Классификации технологийСистема знанийТОГИСПедагогические мастерскиеПроектный методЛичностное развитиеЛичностно центрированная технологияПродуктивное обучениеКогнитивные технологииШкола-паркКСОПроблемное обучениеМодульное обучениеПрограммированное обучение

Слайд 26Проектирование планируемых результатов
Метапредметные
Универсальные учебные действия
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Умения
Предметные
Знания

Проектирование планируемых результатовМетапредметныеУниверсальные учебные действияКоммуникативныеПознавательныеРегулятивныеУменияПредметныеЗнания

Слайд 27Проектирование планируемых результатов
Формирование коммуникативных УУД
Цель
Планируемые результаты
Учащийся научится:
выявлять и идентифицировать проблемы;
взаимодействовать

с группой;

искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта;

принимать и реализовывать решения;

контролировать, корректировать и оценивать действия партнёров

Проектирование планируемых результатовФормирование коммуникативных УУДЦельПланируемые результатыУчащийся научится: выявлять и идентифицировать проблемы;взаимодействовать с группой;искать и оценивать альтернативные способы

Слайд 28Проектирование планируемых результатов
Планируемые результаты
Учащийся научится взаимодействовать с группой:
Показатели
Предложение группе своих

идей

Отношение к идеям других членов группы

Умение выслушивать других членов группы

Отношение к мыслям и чувствам других членов группы

Проектирование планируемых результатовПланируемые результатыУчащийся научится взаимодействовать с группой: ПоказателиПредложение группе своих идейОтношение к идеям других членов группыУмение

Слайд 29Проектирование планируемых результатов

Проектирование планируемых результатов

Слайд 30Типичные ошибки
Стремление сделать многое за детей, расчёт на помощь родителей.
Отсутствие

новизны, собственной точки зрения ученика на рассматриваемое явление. Часто проявляется при выполнении информационного проекта, продуктом которого является реферат, скачанный из Интернета.

Оценивание проекта только по его результату без учёта качества деятель-ности учащихся в ходе его выполнения. Игнорирование необходимости фор-мирующего оценивания.

Отсутствие проблемы, значимой и интересной для учащихся.

Ошибочное понимание проекта как любой самостоятельной деятельности детей (изготовление чего-либо по инструкции, подготовка реферата по задан-ной схеме, проведение наблюдения или опыта по известному плану и т. д.).

Отсутствие критериев оценивания качества выполнения проекта, известных учащимся и согласованных с ними до начала работы.

Типичные ошибкиСтремление сделать многое за детей, расчёт на помощь родителей. Отсутствие новизны, собственной точки зрения ученика на

Слайд 31Выводы
Проект- это 6 «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио проекта (папка проекта)

ВыводыПроект- это 6 «П»:ПроблемаПроектирование (планирование)Поиск информацииПродуктПрезентацияПортфолио проекта (папка проекта)

Слайд 32Схема проектирования
Цель
ПР2

Пок1
ПРn
Пок2

Покn
Ин1
Ин2

Инn
ПР1

Схема проектированияЦельПР2…Пок1ПРnПок2…ПокnИн1Ин2…ИнnПР1

Слайд 33Педагогические условия организации проектной деятельности
в начальной школе
Проведение :
экскурсий
- прогулок-наблюдений
- Социальных

акций
- опросов
- интервьюирования учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект
Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школеПроведение :экскурсий- прогулок-наблюдений- Социальных акций- опросов- интервьюирования учениками отдельных лиц,

Слайд 34Последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности
от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов

к долговременным, межпредметным

от личных проектов к групповым и общеклассным

Последовательность приобщения учащихся к проектной деятельностиот недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметнымот личных проектов к

Слайд 35Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
готовность к познанию и овладению

основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
владение коммуникативными навыками, толерантностью;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы,

Слайд 36Научиться чему-то, для того чтобы это делать, можно лишь делая это.

Аристотель



Выводы

Научиться чему-то, для того чтобы это делать, можно лишь делая это.

Слайд 37Перспективы дальнейшего развития проекта
Расширение территории проекта: трансляция опыта в ОУ.


Разработка программы внедрения проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.
Более широкое привлечение учащихся к работе с проектами и исследованиями.
Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовке мероприятий и занятий.
Перспективы дальнейшего развития проекта Расширение территории проекта: трансляция опыта в ОУ. Разработка программы внедрения проектной и исследовательской

Слайд 38Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность.

Бернард Шоу

Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность.

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть