Презентация, доклад Интегрированное обучение религиозной лексике

Содержание

«Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной нравственности, мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться и сомневаться, но в сердце нашем

Слайд 1Интегрированное обучение религиозной лексике

Интегрированное обучение религиозной лексике

Слайд 2«Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной

нравственности, мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться и сомневаться, но в сердце нашем есть что-то иное, что хотя и может заблуждаться, но никогда не сомневаться».
Н.И.Пирогов.
«Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной     нравственности, мы должны

Слайд 3Почему нужно обучать религиозной лексике?
- «духовным возрождением» или «православным ренессансом»

т.е. возрождение православия и в языковой форме;

- выполнение поставленной перед начальной и средней школой задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в свете новых образовательных стандартов
Почему нужно обучать религиозной лексике?  - «духовным возрождением» или «православным ренессансом» т.е. возрождение православия и в

Слайд 4
Общая религиозная лексика, включающая слова, свойственные всем религиям (Бог, душа, праведность,

молитва и др.);
Общехристианская лексика, обозначающая понятия, свойственные всем основным христианским конфессиям (Святая Троица, Святой Дух, Спаситель, апостол, Евангелие, Церковь и др.);
Слова, свойственные отдельным христианским конфессиям (наименования священнослужителей: батюшка, пастор, кюре, аббат кардинал; богослужений: обедня, лития, утреня, всенощная, месса и др).

Религиозная лексика ( РЕЛИГИОНИМЫ) – это слова и составные наименования, обозначающие религиозные понятия.

Общая религиозная лексика, включающая слова, свойственные всем религиям (Бог, душа, праведность, молитва и др.);Общехристианская лексика, обозначающая понятия,

Слайд 5Тематические группы:
- основные богословские понятия (Святая Троица, бессмертие, благодать, Евангелие, духовность,

провидение и т.д.);
- многочисленные названия лиц по отношению к религиозной жизни и по месту в церковной иерархии (апостол, праведник, отшельник, паломник, старец и др.);
- предметы быта и одежды (клобук, икона, ладанка, образ, распятие, и др.);
- храм, его части и предметы, связанные с богослужением (алтарь, молитвослов, иконостас, кропило, миро, храм, часовня и др.)
Тематические группы:- основные богословские понятия (Святая Троица, бессмертие, благодать, Евангелие, духовность, провидение и т.д.);- многочисленные названия лиц

Слайд 6наименования небесной иерархии и антибожественных сил (Творец, Создатель, Господь, Спаситель, Христос,

херувим, даивол, демон, враг, сатана и др.);

процессы и формы богослужения (евхаристия, крещение, венчание, исповедь и др.);

процессы и состояния, связанные с соблюдением (или отрицанием) норм воцерковленного существования) (покаяние, соборование, религиозность и др.).

наименования небесной иерархии и антибожественных сил (Творец, Создатель, Господь, Спаситель, Христос, херувим, даивол, демон, враг, сатана и

Слайд 7Как нужно изучать религиозную лексику?
Специфика религиозной лексики обуславливает духовно-эстетический принцип её

изучения. В основе дидактического материала к урокам должны быть не мертвые , а живые слова и тексты с духовно-нравственной проблематикой. Так, например, слово «благодарю»: его «духовная этимология» трактуется, как «признаю твоё добро и отвечаю за добро по совести – любовью, расположением, чистотой помыслов».

Как нужно изучать религиозную лексику? Специфика религиозной лексики обуславливает духовно-эстетический принцип её изучения. В основе дидактического материала

Слайд 8Методика изучения православной лексики в 4-м классе

Методика изучения православной лексики в 4-м классе

Слайд 91. Интегративный метод обучения религиозной лексики

1. Интегративный метод обучения религиозной лексики

Слайд 10Напиши приведенные ниже слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные,

глаголы. Определи род и число имен существительных и прилагательных.
Крест, крестик, креститься, крестник, крестный, крещенский, крестины, крёстный.

2. Метод языкового подбора

Напиши приведенные ниже слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Определи род и число имен

Слайд 11Слово Бог входит в состав многих сложных слов, значения которых легко

определяется по значению второго корня, например: богоборец – тот, кто борется с Богом; богомолец – тот, кто молится Богу и т.д.
Определи значение следующих слов:
Богобоязненный, богоискатель, богоотступник, богоугодный, богослужение, богоспасаемый, Богоматерь, Богородица, богомолка.

3. Структурно-семантический метод (определение значения слова с помощью его структуры).

Слово Бог входит в состав многих сложных слов, значения которых легко определяется по значению второго корня, например:

Слайд 12Как ты понимаешь слово молитва?
В толковых словарях русского языка указывается

на 2 значения слова молитва.
- Действие по глаголу «молиться». Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым.
- Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым. ( Молитва «Отче наш»).
Задание: определи значение слова «молитва» в следующих примерах.
Тексты молитвы написали печатными крупными буквами на листах ватмана и повесили на кухне, в комнатах, чтобы священные слова были всегда перед глазами… (В.Карпов)
И вот, по малу времени, услышана была их горячая молитва, и родился у них сынок. (И.Шмелев)

4. Метод контекстной семантизации.

Как ты понимаешь слово молитва? В толковых словарях русского языка указывается на 2 значения слова молитва.- Действие

Слайд 13Хорошо известное слово «спасибо» произошло от словосочетания спаси Боже. Конечный слог

в слове БО-ЖЕ со времени исчез, а первый слог присоединился к слову «спаси». Наши предки, произнося эти слова, благодарили человека тем, что желали ему помощи Божьей, Божьего спасения. Глубоко верующие люди и в наши дни благодарят друг друга словами спаси Боже, спаси Господи, спаси Вас Господь.

5. Метод реконструкции

Хорошо известное слово «спасибо» произошло от словосочетания спаси Боже. Конечный слог в слове БО-ЖЕ со времени исчез,

Слайд 14 К кому обращается П.П.Ершов в своей стихотворной молитве? Как её

можно озаглавить? Какова основная мысль этого стихотворения? Какими ключевыми словами она выражена? Какие синонимы к слову молитва использует автор?
Тебя, Бог сильный и благой!
Тебя недремлющее око!
Из бездны горести глубокой
Зовем усердною мольбой.
Услыши слабое моленье
Бессильных в тягостной борьбе;
Не в силах мира, но в Тебе
Надежда наша и спасенье.

6. Метод духовной этимологии слова

К кому обращается П.П.Ершов в своей стихотворной молитве? Как её можно озаглавить? Какова основная мысль этого

Слайд 15 - мышления
- эмоциональной сферы ученика
-

языкового чутья
- памяти и воображения

Работа с религиозной лексикой способствует развитию:

- мышления  - эмоциональной сферы ученика  - языкового чутья  -  памяти

Слайд 16Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелии

от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Н.Гумилев
Но забыли мы, что осияноТолько слово средь земных тревогИ в Евангелии от ИоаннаСказано, что Слово – это

Слайд 19Т.М.Зыбина
«От слова – к Слову». Пособие для учителя. Смоленская православная духовная

семинария. – Смоленск.2014г.

Литература:

Т.М.Зыбина«От слова – к Слову». Пособие для учителя. Смоленская православная духовная семинария. – Смоленск.2014г.Литература:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть