Слайд 1Инструментарий оценки образовательной среды детского сада и его возможности для повышения
качества образования
Подготовила :
Бабинская О.В.
МДОУ «Детский сад № 38»
Слайд 2ФГОС ДО
В 2013 году был принят Федеральный
стандарт дошкольного образования, в котором зафиксированы целевые ориентиры дошкольного образования, требования к условиям реализации программы.
Слайд 3Что такое ECERS?
Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества
образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций.
Слайд 4Издательство «Национальное образование»
Слайд 5Шкалы разработаны на основе трудов :
Жан Пиаже
швейцарский психолог
Выготской Лев Семенович
советский
психолог
Слайд 6Что такое «качество образования» с точки зрения ECERS?
создают, а не
действуют по образцу;
двигаются, а не ждут;
решают проблемы, а не просят педагога их решить;
говорят, а не пассивно слушают;
действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
делают выбор, а не повинуются;
пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
создают искусство, а не воспроизводят образцы;
решают, а не пассивно соглашаются;
ценят процесс, а не только результат;
задают вопросы а не просто слушают;
выводят ответ, а не получают его от взрослого;
учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.
Слайд 7Шкалы ECERS позволяют ответить на вопросы :
Насколько среда создает условия для
эмоционального благополучия ребенка?
Насколько дети активны в процессе обучения? Насколько созданы условия для стимулирования детского любознательности и учения?
Насколько соблюдается баланс между действиями, инициированными взрослыми и самими детьми?
Насколько среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?
Слайд 8Может ли оценка качества дошкольной образовательной среды быть объективной?
Во-первых, в
ECERS предъявлены основания оценки.
Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов).
Слайд 10Структура шкал ECERS
Показатели через индикаторы
1.Пространство и обстановка (8)
2.Режим личной гигиены (6)
3.Мышление
и рассуждение (4)
4.Занятия (10)
5.Взаимодействие (5)
6.Структура времени (4)
7.Родители и персонал (6)
Слайд 11Структура шкал ECERS
ECERS-R
- 7 шкал
- Включают в общей сложности 43 показателя
-
Балл по каждому показателю оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов
- Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов
Слайд 12Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Предметно-пространственная среда
1.Внутреннее помещение
2.Мебель для повседневного ухода,
игр и учения
3.Мебель для отдыха и комфорта
4.Обустройство пространства для игр
5.Места для уединения
6.Связанное с детьми оформление пространства
7.Пространство для игр, развивающих крупную моторику
8.Оборудование для развития крупной моторики
Слайд 13Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Присмотр и уход за детьми
9. Встреча/прощание
10.
Приём пищи /перекусы
11. Сон / отдых
12. Пользование туалетом / пеленание
13. Гигиена
14. Безопасность
Слайд 14Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Речь и мышление
15. Книги и иллюстрации
16.
Стимулирование общения между детьми
17. Использование речи для развития мыслительных навыков
18. Повседневное использование речи
Слайд 15Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Виды активности
19. Мелкая моторика
20. Искусство
21. Музыка
/ движение
22. Кубики
23. Песок / вода
24. Ролевые игры
25. Природа / наука
26. Математика /счёт
27. Использование телевизора, видел и / или компьютеров
28. Содействие принятию многообразия
Слайд 16Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Взаимодействие
29. Присмотр за деятельностью по развитию
крупной моторики детей
30. Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной активности)
31. Дисциплина
32. Взаимодействие персонала и детей
33. Взаимодействие детей друг с другом
Слайд 17Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Структурирование программы
34. Распорядок дня
35. Свободная игра
36.
Групповые занятия
37. Условия для детей с ограниченными возможностями
Слайд 18Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Родители и персонал
38. Условия для родителей
39.
Условия для удовлетворения личных потребностей персонала
40. Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала
41. Взаимодействие и сотрудничество персонала
42. Сопровождение работы и оценивание персонала
43. Возможности для профессионального роста
Слайд 19Как выстроен ECERS.
Шкала: структура программы.
Показатель: распорядок дня.
Слайд 29Парадигма участия в ECERS.
1.Дети делают по замыслу, а не по образцу.
(в
группе д.б. следы детской деятельности, в детских работах должны преобладать работы по замыслу).
2.Дети обсуждают и планируют, а не только следуют инструкциям.
3.Дети сочиняют и фиксируют свои истории.
4.Создание карт, ребенок пробует создать свой план( например карту второго этажа).
5.Экспериментирование: отражение своего понимания в рисунке и схеме.
6.Дети участвуют в создании среды, а не только используют ее ( при этом может пострадать эстетика, но будут видны следы детской деятельности)
7.Дети участвуют в создании правил, а не только следуют готовым правилам.
8.Условия для развернутой игры: место и время.
9.Условия: доступность и мобильность материалов и среды.
10.Рефлексия: что я умею, чего я не умею.
Слайд 30ECERS – идея «зарождающейся грамотности»
В шкалах есть показатели, направленные
на оценку среды с точки зрения подготовки детей к освоению основ грамотности. В основу оценки среды с точки зрения подготовки к будущему обучению положена концепция «зарождающейся грамотности». Идея зарождающейся грамотности состоит в том, что в дошкольном детстве должны создаваться предпосылки для будущего (школьного) освоения чтения и письма.
Слайд 34ECERS: инициатива
Распорядок дня сбалансирован: структурированность и гибкость.
Часть активностей предложена педагогов, часть
инициируется детьми
Существенная часть дня – свободная игра.
Вариации в течение дня для разных детей
Слайд 35ECERS: возможность выбора
Дневной сон – гибкий режим в соответствии с индивидуальными
потребностями детей
Созданы условия для детей, которые спят мало, рано просыпаются
Есть места, где дети могут побыть в уединении
Слайд 36Взаимодействие ребенка и взрослого
В случае грубого нарушения правил воспитательного процесса (например,
ребенок нецензурно ругается в группе) воспитателю лучше всего (выберите ОДИН наиболее приемлемый вариант):
ввести санкцию на ненормативное поведение. Например: «Если ты будешь так разговаривать, ты не сможешь принять участие в игре».
ввести ограничение на взаимодействие с собой. Например: «Если ты продолжишь, я не буду с тобой разговаривать».
применить силу, например, шлепнуть.
запретить ненормативное поведение словами. Например: «Так нельзя делать», «твое поведение недопустимо»
обратиться к эмоциям ребенка. Например: «Я передам родителям, как ты себя ведешь», «Никто не будет дружить с таким, как ты»; «Как тебе не стыдно».
Слайд 37Заключение
Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО
в условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО.
Шкала даёт комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, и какое направление организации имеет смысл избрать для своего развития. Демонстрирует, какие аспекты ФГОС ДО и в какой степени реализованы данной конкретной организацией и над каким ещё нужно работать.