Слайд 1МБДОУ №6 «Колосок» п.Гигант
Инновационные технологии в логопедии для профилактики и
коррекции речевых нарушений
Подготовила:учитель-логопед Устиненко А.В.
Слайд 2 Технологии развития мелкой моторики
1.Кинезитерапия От греч. kinesis —движение, therapia — лечение. «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. «Лезгинка» Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение рук. «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 ». «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «наоборот». «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки.
Слайд 3У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны.
Необходимо обязательно стимулировать
речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Систематические упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики
Слайд 42. Гидрогимнастика
Прокатывание,
перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика,
одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.
Слайд 53. Су-джок терапия
Эта лечебная система создана не человеком — он только
открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда — оно просто неэффективно. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния. Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).
Слайд 6Технологии развития
артикуляционной моторики
-проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры; -проведение работы по борьбе с солевацией; -проведение артикуляционной гимнастики. 1. Логопедический массаж 2. Зондовый массаж Логопедический точечный массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц арт. аппарата, при вялой — их укрепление. а)игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка; б) зондом «лопаточка» вибрация щек, губ, языка; в) зонд «салазки» поглаживание щек, губ, языка г) «рубящий» зонд — постукивающие движения; д) зонд «толкач» — разминание.
Слайд 73. Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ) это одно из направлений
современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани. Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы. Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.
Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно
Слайд 8
4.Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
развития речевого
дыхания и голоса
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Слайд 10
Можно рекомендовать комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.
1-е упражнение.
Погладить (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.
3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.
4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, закрывая отдыхающую пальцем.
5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.
Слайд 11
Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи
1. Синквейн
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.Правила составления синквейна:
1)строка - слово, обычно существительное, отражающее идею;
2) строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3) строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5)строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
Дождь
Грибной, летний.
Льет, капает, стучит.
Я люблю гулять под дождем.
Лужи, тучи, вода.
Слайд 12
2. Лимерики — абсурдное стихотворение:
стихотворение состоящее из слов и фраз,
единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;
комическое стихотворение, также известное как лимерик.
В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимерика:
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождем промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Методы креативного речевого развития
1. Креативное речевое моделирование
объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка и проводится в несколько этапов.
1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы. Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений: лопата, сковородка; книга, театр и т. д.
Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание. Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»: Лопата и сковородка сделаны из железа. И лопатой, и сковородкой можно защищаться. На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести. Лопата и сковородка сделаны руками человека.
2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:самолет, чашка; комар, роса и т. д.
Слайд 14
2. Мозговой штурм— это коллективный метод поиска новых идей, основная
особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. «Мозговой штурм» предусматривает выполнение ряд правил: нельзя критиковать идеи, споры и обсуждения запрещены приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. нет плохих идей; поощряются усовершенствование и комбинирование чужих идей; идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. Главная цель — получить как можно больше идей. Например, заключительное занятие по теме «Весна».
Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д
Слайд 15
Аналогии Синектика
Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений
аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.
Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...
На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.
На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.
Слайд 16
Оператор РВС
Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать
как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)».
Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается. Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к чайной ложке, гусенице, наперстку?
Литература Акименко В.М Развивающие технологии в логопедии / Ростов н/Д : Феникс, 2011 Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008.. Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — 2001. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия развития, 2003.