Слайд 1МДОУ "ЦРР " Алые паруса "- детский сад №26".
подготовила
педагог -психолог
Шведова
Валентина Алексеевна
Индивидуальный образовательный маршрут.
Слайд 2 Индивидуальный образовательный маршрут- персональный путь компенсации трудностей ребенка, а затем и
реализации его личностного потенциала: интеллектуального, художественно-эстетического и др.
Слайд 3
ПЛАН
Психолого-педагогические основания разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
Диагностика индивидуальных особенностей
детей и составление психолого-педагогического представления на дошкольника
Особенности разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с трудностями в развитии
Слайд 4
ИОМ определяется:
государственным заказом ;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными возможностями и уровнем развития
воспитанников;
возможностями ДОО.
Слайд 5
ИОМ разрабатывается:
для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
Слайд 6ЭТАПЫ ИОМ:
Этап наблюдения
2. Диагностический этап
3. Этап разработки
4. Этап реализации
5.
Этап итоговой диагностики
Слайд 7В ИОМ дошкольника должно быть отражено:
анамнез, медицинский диагноз;
особенности недоразвития психических процессов
и трудностей (нарушений) личностного развития дошкольника (психологическое, логопедическое или ПМПК заключения);
содержание работы;
ожидаемый результат индивидуальной работы;
взаимодействие со специалистами;
работу с родителями воспитанника.
Слайд 8ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Двигательная сфера (общая моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики
и др.).
Недоразвитие познавательной сферы (недостаточное сенсорное развитие, низкая концентрация внимания, непроизвольность памяти, трудности запоминания, недостаточное развитие мыслительных операций, словесно-логического мышления, нарушения звукопроизношения, нарушения грамматического строя речи, связной устной речи, несформированность представлений об окружающем мире, о пространстве, времени и количестве.)
Эмоциональная сфера (психоэмоциональные нарушения- тревожность, агрессивность)
Личностные трудности (тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности, нарушение нравственных норм и правил поведения).
Коммуникативные трудности (снижение потребности в общении и взаимодействии со взрослым, сверстниками, недоразвитие и конфликтность в игровой деятельности, неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности, неадекватная самооценка).
Слайд 9Образовательный маршрут включает основные направления:
развитие общей и мелкой моторики;
развитие культурно-гигиенических и
социально-коммуникативных навыков;
формирование деятельности ребенка;
развитие речи;
формирование представлений об окружающем мире;
формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Слайд 10
Принципы реализации ИОМ
принцип опоры на обучаемость ребенка;
принцип соотнесения уровня
актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
принцип тесного взаимодействия;
принцип непрерывности;
принцип отказа от усредненного нормирования;
принцип опоры на детскую субкультуру.
Слайд 11Методы коррекционно-развивающей работы
беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные
на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
игры, упражнения и тренинги;
занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов;
приемы арт – терапии;
релаксационные психогимнастические упражнения.
Слайд 12
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
ФИО ребенка______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
ФИО мамы, возраст, профессия_______________________________________
ФИО папы, возраст,
профессия_______________________________________
Дата начала ИОМ__________________________________________________
Количество занятий в неделю: 2 занятия
Диагностика развития ребенка
Физическое развитие
Соматическое развитие
Речевое развитие
Слайд 13Особенности развития познавательных процессов
Память__________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание_______________________________________________________________
Восприятие__________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление______________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начальные проявления одаренности (для ИОМ
одаренного ребенка)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 14Цель (пример): коррекция познавательного и личностного развития ребенка, помощь в адаптации
его в группе сверстников, вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка. (Создание условий, способствующих развитию художественно-изобразительных способностей…)
Слайд 15Задачи (пример):
1. Развивать основные свойства внимания (устойчивость, продуктивность, распределение).
2. Расширять объем
слуховой и зрительной памяти.
3. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, основные логические операции (анализ, синтез, классификация и обобщение).
4. Развивать восприятие, мелкую моторику
5. Развивать звуковую и грамматическую сторону речи, связную устную речь.
6. Формировать познавательный интерес и учебную мотивацию.
7. Осуществлять сотрудничество с родителями ребенка
Реализация ИОМ (см. таблицу-основу)
Слайд 18Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
ФИО ребенка И.Иван
Дата рождения 06.09.2011г., возраст
5 лет
ФИО мамы, возраст, профессия И.М.П.., 32г., повар
ФИО мамы, возраст, профессия И.П.П., 38л., водитель
Дата начала ИОМ 01. 10. 2016г.
Количество занятий в неделю: 2 занятия
Диагностика развития ребенка
Физическое развитие соответствует возрастной норме
Соматическое развитие II группа здоровья, болеет редко, перенёс заболевания: ветряная оспа, бронхит, аппетит хороший, быстро засыпает, спокойно спит
Слайд 19Речевое развитие
Словарь: словарный запас достаточный, в пределах обихода, слоговая структура слова
не нарушена
Грамматический строй речи: сформирован, особенности словообразования соответствуют возрастной норме. Образует множественное и единственное число существительных и глаголов с небольшими ошибками, уменьшительно-ласкательные формы существительных образует с помощью педагога, умеет согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными согласует с ошибками) Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован, особенности фонематического слуха: развит недостаточно
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений: простые, малораспространенные, умеет отвечать на вопросы взрослых
Слайд 20Особенности развития познавательных процессов
Память: преобладающий вид памяти: зрительная, медленно запоминает и
быстро забывает, уровень развития памяти низкий, сложно дается заучивание стихотворений, пересказ содержания сказки, рассказа
Внимание: недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание
Восприятие: ориентируется в сенсорных эталонах, выполняет задания путем проб, ассоциаций не дает, уровень развития воображения средний
Мышление: осуществляет простейшие классификации по образцу по разным основаниям, подбирает обобщающее слово к ряду предметов, умеет устанавливать простейшие причинно-следственные, временные представления сформированы не полностью, понимает содержание сюжетных рядов и картин, выполняет счетные операции
Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка
Коммуникативные нарушения: эмоционально пассивен, снижена потребность в общении, несформированны способы коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижены активность и самостоятельность в процессе общения, стеснительность, замкнутость, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях. Несформирована эмоциональная сфера
Слайд 21
Цель:
коррекция личностного развития ребенка,
помощь в адаптации его в группе сверстников;
поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка;
вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка (создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально – личностному развитию, связанному с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка)
Задачи:
создание благоприятной предметно - развивающей среды для социального развития ребенка;
создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности;
формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
обеспечение позитивных сдвигов в развитии ребенка, целенаправленного продвижения относительно собственных возможностей;
развитие коммуникативных способностей:
-мотивационных «Хочу общаться»,
- когнитивных «Я знаю, как общаться»,
- поведенческих «Я умею общаться»;
проведение профилактики и коррекции имеющихся у ребенка социально - личностных проблем
Слайд 22Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с
социально-личностными нарушениями