Слайд 1Выполнила:
Скирдина Марина Александровна,
воспитатель МБДОУ «Репьевский детский сад «Солнышко»
«Индивидуальный
образовательный маршрут ребенка»
Слайд 2Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: что это такое и как
с ним работать
Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.
Слайд 3Суть понятия ИОМ
Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для
конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком
Слайд 4При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей
образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ — это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то, что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
ФГОС ДО.
Слайд 5Цели и задачи
Для эффективной реализации ИОМ дети и взрослые должны быть
позитивно настроены на совместную деятельность
Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.
Слайд 6Задачи личной образовательной стратегии следующие:
формирование предметной среды для социального развития малыша
(то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное — право на собственное мнение).
Слайд 7Факторы, определяющие ИОМ:
заказ государства;
запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности,
родителей;
личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.
Слайд 8Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию
и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством — оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании
Слайд 9Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования,
но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.
Слайд 10
ИОМ особенно уместен при работе с одарёнными или
отстающими детьми, которые предпочитают работать самостоятельно, а не в группе.
Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей:
- отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
- с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
- с опережающим умственным развитием.
Для кого и зачем создаётся
Слайд 11
В целом же ИОМ разрабатывается для:
тренировки моторики (и мелкой, и
крупной);
формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
понимания сути понятий пространства и времени.
Слайд 12
Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но
в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.
Список литературы
Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации// Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва/Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008.
Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.
Ильясова О.А. Выбор образовательных маршрутов в педагогической практике ДОУ. Интернет-ресурсы.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002.
Рофаль Н.А.. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка. Старший воспитатель. 2009.
Слайд 14С п а с и б о
За
В н и м
а н и е!