Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28»
«Игры по развитию звукопроизношения
у детей 2-3 лет»
Подготовила: Горелова Юлия Юрьевна,
учитель - логопед
Слайд 2 Основной задачей обучения произношению детей раннего и дошкольного возраста является:
-
создание у них потребности в устном общении;
- формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи.
Слайд 3 Произношение звуков
работа речедвигательного аппарата
постоянное упражнение
мышц губ, щек, языка; развитие подвижности челюсти.
Слайд 4Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как
общая гимнастика необходима для нормального развития организма.
Поэтому
работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая.
Она должна проводиться со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.
Слайд 5Такие упражнения в младших группах проводятся ежедневно,
в старших — минимум 3—4 раза в неделю (на занятиях и вне их).
Слайд 6Этапы по формированию правильного звукопроизношения:
I этап. Уточнение движений органов
артикуляционного аппарата.
II этап. Уточнение звука или его вызывание по
подражанию.
III этап. Уточнение правильного произношении
звука
Слайд 7I этап.
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата:
в игровой форме уточнение
с детьми определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.
«Кошечка лакает молоко»,
«Бульдог»,
«Кто умеет улыбаться»,
«Кто лучше сделает дудочку» и т.д.
Слайд 9.
II этап.
Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
использовать способность ребенка
к подражанию.
«Убаюкаем Катю»,
«Успокоим куклу»,
«Собачки испугались»,
«Кто как кричит»,
«Ёжик фыркает»,
«Жук упал и встать не может»,
«На скотном дворе», и т.д.
Слайд 14.
III этап.
Уточнение правильного произношении звука.
звук уточняется в словах, потешках,
стихотворениях, рассказах.
Потешка с движениями «Села кошка у окошка»,
игра «Чего не стало»,
«Картинки половинки»,
«Чудесный мешочек»,
Рассказывание сказки «Репка»,
Стихотворение «Воробей», и т.д.
Слайд 18 Основные приемы формирования правильного звукопроизношения
образец правильного произношения,
хоровое и
индивидуальное повторение (особенно
хоровая речь небольшими подгруппами),
сопряженная и отраженная речь,
указание и объяснение
показ правильной артикуляции.
Слайд 19Рекомендации педагогам
Если игра проводится вне занятия и в ней участвуют не
все дети, желательно привлекать к ней не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно и нескольких детей, хорошо и четко говорящих (речь их будет образцом для подражания).
Слайд 20 Особого такта требует использование такого приема, как исправление неправильного произношения:
нельзя прибегать к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению.
Слайд 21 Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала
в изолированном виде (поезд гудит - у-у-у, ружье стреляет- п-п-п!);
в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га).
в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к).
шипящие (ш, ж, ч, щ), а также л и р.
Слайд 22
Интересен опыт А.С. Фельдберг, которая рекомендует упражнять детей в усвоении всех
звуков сразу. (При этом ею были получены лучшие результаты, чем при работе над произношением звуков по очереди ).
Например, в игре «Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу, а затем — мур-мур; при изображении собачки — сначала ав-ав, а позднее — р-р-р- …
Слайд 23
Воспитателю необходимо обращать внимание на точность своего словаря в многочисленных
играх на звукоподражание. Дети должны слышать разнообразные слова, обозначающие издаваемые животными звуки:
блеет, рычит, каркает, ржет, мычит, квохчет, кукует и т. д.
Неправильно, если воспитатель все их заменяет глаголом кричит.