Слайд 1Игры-эксперименты как метод ознакомления детей дошкольного возраста с закономерностями и явлениями
окружающего мира
Подготовил:
Воспитатель Винниченко
Людмила Юрьевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Слайд 2Содержание
1. Введение
2. Цели игры-экспериментирования
3. Задачи игры-экспериментирования
4. Игры-эксперименты с водой
5. Игры-эксперименты с
воздухом
6. Заключение
Слайд 3Введение.
Основными особенностями экспериментирования в детском саду считаются организация экспериментов в игровой
деятельности и в процессе общения.
Так как детская игра в старшем дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться к такого рода деятельности. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.
Слайд 4Цели игры-эксперимента:
-Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
-Развитие
словаря.
-Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
-Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Слайд 5Задачи игры- эксперимента.
-Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе
взаимосвязей.
-Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
-Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
-Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
-Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Слайд 6Игры-эксперименты с водой.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные
условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Слайд 7Игра-эксперимент «Вода невидимка»
Показываем детям чистую воду в прозрачном стакане.
-Ребята, какая вода
у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: -Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.
Вывод-вода прозрачная.
-Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная.
-Давайте хором повторим слово "бесцветная".
Слайд 8Игра-эксперимент «Давайте-ка понюхаем!»
-Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
-Чистая вода, ребята,
ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
-Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Кладём в стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать.
-Чем пахнет вода? (ответы)
Слайд 9Игра-эксперимент «Какая вода на вкус»
У детей на столиках стоят стаканчики с
чистой водой.
-Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
-Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
-Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
-У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная.
-Давайте хором повторим слово "безвкусная"
Слайд 10Игра-эксперимент «Вода - жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика - один
с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой(можно при помощи воронки).
-Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой.
-Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Слайд 11Игра-эксперимент «Вода-волшебница»
У детей на столе стоят стаканчики с чистой водой.
-Мы с
вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: -У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
-Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Слайд 12Игра-эксперимент «Цветные льдинки»
Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С
помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают при помощи палочки или ложечки жидкость до получения яркого окраса однородного цвета.
Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу на участок. Цветной водой заполняются заранее приготовленные формочки. В воду до середины погружаются небольшие веревочки, оставшаяся часть которых необходима для создания крепления цветной сосульки на ветку дерева.
Формочки с цветной водой аккуратно составляются, они остаются на улице для полного замерзания воды.
Когда вода превратиться в лед, дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек, после на участке развешиваются на ветки деревьев полученные ледяные игрушки.
Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Слайд 13Игра-эксперимент «Как растения «пьют» воду»
На столе у детей стоят стаканчики с
чистой водой. Мы растворили в каждом стаканчике краситель. Дождались, пока вода не окрасилась в яркие цвета. В каждый стаканчик кладем по одному листу капусты. Рассказываю детям, что эта вода не предназначена для питья, и что проводить этот опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.
Теперь наблюдаем, как капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем стаканчики с капустой на подоконнике и через несколько дней радуемся разноцветным листьям!
Приходим к выводу, что растения пьют воду и она проходит по всему листочку
Слайд 14Игры-эксперименты с воздухом
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с
воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки
Слайд 15Игра-эксперимент «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты.
-Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
(нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
-Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
-Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
-Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
-Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
-Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Слайд 16Игра-эксперимент «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
-Подуйте
через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
-Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
-Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
-На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
-Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Слайд 17Игра-эксперимент «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из бумаги веера.
-Ребята, а мы можем
почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
-А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
-Возьмите веера и помашите им в лицо.
-Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Слайд 18Игра-эксперимент «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка,
весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
-Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
-Вывод: Воздух имеет вес.
Слайд 19Игра-эксперимент «Слышим воздух»
Оборудование: свистки, музыкальные инструменты
-Возьмите по свистку и подуйте с
краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).
Воспитатель показывает музыкальные инструменты и задает детям вопросы: -А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
-А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Слайд 20Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется
еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие способности, формируется эмоциональная сфера.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А