Слайд 1Гендерное воспитание
дошкольников
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их
уравнивать»
Ж. Руссо
Слайд 2Различия
Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения;
Пол
имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной.
Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается;
Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Слайд 3 Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто
он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Слайд 4
Гендерные различия дошкольников
1. в физическом развитии и социальном поведении;
2. в интеллектуальных
и визуально-пространственных способностях, уровне достижений;
3. в проявлении агрессии.
Слайд 5 Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:
отношения родителей к
ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери;
воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации.
Слайд 6Наши проблемы
Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные
ситуации.
Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Слайд 7
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения,
не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Слайд 8
Признаки несформированности гендерной идентичности
1. Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного
пола.
2. Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению.
3. Активно выраженное желание изменить свой пол и имя.
4. Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола.
5. Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.
Слайд 9 Воспитание детей
народная
современная
Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Слайд 10Разрушение традиционных стереотипов поведения
женского
мужского
Курение и сквернословие;
Лидирующие положения среди мужчин;
Стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.
Утрачивают способность играть правильную роль в браке;
Из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»;
Все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Слайд 11
Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела
и обязанности женщины, женские профессии.
Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников.
Слайд 12
Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты
(смелость, героизм, отважность), интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях.
Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков - техническая и общественная.
Ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.
Слайд 13
ИГРЫ ДЕВОЧЕК
Девочки более комфортно себя чувствуют, играя в ограниченном пространстве -
им достаточно только уголка.
Они более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.
Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. В отличие от мальчиков, девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, договариваться, меняться ролями. Они используют конкретные, устойчивые способы развития игрового сюжета. Поэтому в играх девочек наблюдается конструктивность и позитивность взаимодействия. Но если возникают конфликты между девочками, то они прибегают к помощи воспитателя.
Объединение девочек в игре основано на интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.
Ролевые действия девочек социально-ориентированные, носят культурно-ценностный характер, они более продуманные, последовательные и стабильные. Их увлекает неоднократное выполнение освоенных ими ролевых действий
Слайд 14
ИГРЫ МАЛЬЧИКОВ
Мальчики совершают с игрушками различные игровые действия, творческие преобразования, используя
их в неограниченном пространстве. Их интересует, в отличие от девочек, многоаспектность игрушки, ее конструкция. Это связано с тем, что в свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений, активных действий и творческих изобретений. Уже сам характер их игр предполагает движение.
Мальчикам важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. Это обусловлено тем, что они более изобретательны в использовании предметной среды для развития сюжетной линии игры.
Мальчиков привлекает неоднозначность, многоплановость игрового сюжета. Их захватывает сама игра, роль, процессуальность, творческое развитие событий. Им интересно раскрыть неповторимость героя, его поступков, а также ставить игровые задачи, решение которых приносит успех исполняемой роли. Поэтому ролевые действия мальчиков разнообразнее, чем у девочек. И соответственно, уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек.
Ролевое взаимодействие мальчиков носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер, так как они решают конфликтные ситуации посредством силы.
Слайд 15Чем мальчики отличаются от девочек (результаты наблюдений)
Мальчики
Одеваясь, мальчики сначала наденут
верх, потом низ;
Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;
Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
Девочки
Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
Девочки – ладонью;
Девочки поворачивают только голову;
Слайд 16Мальчики
У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
Рассказывая секрет, мальчики просто
понижают голос и наклоняют голову;
Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
Девочки
Девочки дышат грудью;
Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
Слайд 17Реализация гендерного подхода при организации:
приема детей в детский сад;
занятий с детьми;
прогулок;
самостоятельной
деятельности;
питания.
Слайд 18Простейшие маркеры гендерных различий
дифференциация кабинок в туалетных комнатах для девочек и мальчиков;
дифференциация на
шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
подбор полотенцев для вытирания рук двух разных цветов, разное постельное белье;
различная форма для физкультурных занятий;
стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
украшения кроватей для девочек и мальчиков.
Различный игровой материал и оборудование для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
Слайд 19Гендерный подход в образовательной деятельности
Конкурсы
«Есть такая профессия — Родину защищать».
«Знакомство
с русским народным костюмом».
«Русские богатыри — защитники Отечества».
Беседы
«Кто я: мальчик или девочка?».
«Чем мы похожи и чем отличаемся?».
«Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки» .
Словесные игры
«На какого сказочного героя я похож (похожа)?».
«Что умеют руки мальчиков?».
«Что умеют руки девочек?».
Тренинги и педагогические ситуации
«Обратись ко мне по имени».
«Поможем девочкам».
«Снежный ком из ласковых имен».
«Комплименты».
Слайд 20Формирование идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы
О мужественности,
смелости, ответственности защитников Отечества (Л. Кассиль «Твои защитники», В.Калита «Богатырская застава» и др.);
о мужественных поступках в мирное время (С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», А.Н. Толстой «Золотой ключик…» и др.);
о мальчиках, проявляющих мужественность (В.Осеева «Просто старушка», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» и др.)
О проявлении женственности по отношению к противоположному полу (Сказки «Морозко», Ш. Перро «Золушка» и др.);
нравственный смысл заботливости по отношению к малышам (В. Сухомлинский «О гусыне», А. Алексин «Первый день» и др.);
о дружной и счастливой семье (В.Осеева «Отомстила», Е.Трутнева «Наша бабушка», Н.Яночкина «Большой и маленький» и др.)
Слайд 21
Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать:
Формирует гуманистические
черты характера (сострадание, забота о близких).
Действует лаской, добротой.
Воспитывает глубокую привязанность, терпимость.
Раскрывает красоту окружающего мира
Дает готовые ответы на вопросы.
Является образцом для поведения дочери.
Слайд 22
Женское воспитание
1. Повышенная эмоциональность
2. Преобладание словесных методов
и приемов косвенного воздействия на сознание
3. Более требовательное отношение к девочкам
4. Более терпимое отношение к мальчикам
5. В педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих.
Слайд 23
Роль семьи в гендерном воспитании детей Отец:
Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость.
Является генератором
идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка.
Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь.
Способствует формированию самооценки, статусной позиции.
Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
Слайд 24Мужское воспитание
1.Меньшая зависимость от мнения окружающих
2.Чаще используют телесные наказания и тактильные
методы поощрения
3.Предпочтение активных игр, игр «неразберих»
4.Менее эмоциональны
5.Более терпимое отношение к девочкам, более требовательны к мальчикам
Слайд 25
Работа с родителями
1. анкетирование, беседы,консультации;
2. проведение месячников к знаменательным датам, тематические вечера,
досуги, организация выставок;
3. проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
4. творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, книг-самоделок, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
5. совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
6. вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и др.).
Слайд 26
ЛИТЕРАТУРА ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Виноградова, Н.А. Формирование гендерной идентичности: метод.
пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.– М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Владимирова, Н Ю. Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников / Н.Ю. Владимирова, О.Н. Лопушанская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 55-58.
4. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика : учеб. пособие / Л.В. Градусова. – М. : Флинта ; Наука, 2011. – 175 с.
5. Доронова, Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей / Т.Н. Доронова // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 161-168.
6. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников / Н.К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.
7. Лыкова, И.А. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-метод. пособ./ И.А. Лыкова, Е.И, Касаткина, С.Н. Пеганова. –М.: Цветной мир, 2014.
8.Лыкова, И.А. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-метод. пособ./ И.А. Лыкова, Е.И, Касаткина, С.Н. Пеганова. –М.: Цветной мир, 2014.
9.Нагель, О. О гендерном образовании дошкольников / О. Нагель // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 33-38.
10. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н.Е Татаринцева. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.