Слайд 1Формирование учебно-познавательной мотивации школьников через нестандартные уроки в рамках ФГОС
Автор
Зинаида
Петровна Бушмина,
МБОУ «Ягуновская СОШ»,
учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ
Слайд 2Повестка дня
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
70-е годы
Тенденция снижения интереса школьников к занятиям
Сегодня
Преобразования, происходящие в
нашей стране в сфере образования в рамках ФГОС
Слайд 3Организация таких уроков
создаёт условия для овладения
школьниками приемами
умственной
деятельности.
Овладение этими приёмами :
обеспечивает новый уровень
Усвоения материала,
дает существенные сдвиги в
умственном развитии,
оживляет мысль.
Слайд 4Нетрадиционные формы
уроков дают возможность:
поднять интерес учащихся к
изучаемому предмету,
развивать их творческую самостоятельность,
обучать работе с различными источниками знаний.
Слайд 5В данной форме урока:
представлены игровые моменты,
оригинальная подача материала,
занятость
учащихся при подготовке их и проведении в различные формах коллективной и групповой работы,
задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Слайд 6Подготовка урока:
давать предварительные задания,
объяснять построение урока, роль и
задачи каждого ученика;
давать последовательность
операций;
готовить наглядные пособия, карты,
дидактический материал,
предусматривать ход занятий с учётом уровня и особенностей класса и отдельных школьников, характера их и способностей.
Слайд 7Формы нестандартных уроков
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки- соревнования
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки взаимообучения
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
12. Уроки- формулы
13. Бинарные уроки
14.Уроки- фантазии
15.Уроки- игры
16.Уроки- «суды»
17.Уроки поиска истины
18.Уроки- лекции «Парадоксы»
19.Уроки- концертыии
20.Интегрированные уроки
21.Уроки семинары
22.Уроки - «круговая тренировка»
23.Уроки- экскурсии
Слайд 8 Уроки, напоминающие публичные формы общения:
пресс- конференция,
аукцион,
бенефис,
митинг,
дискуссия,
панорама,
телепередача,
рапорт,
урок-диалог,
«живая газета»,
устный журнал.
Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс,
турнир,
эстафета,
дуэль,
КВН,
деловая игра,
Ролевая игра,
кроссворд,
викторина и т.п.
Слайд 9
Признаки нетрадиционного урока
Элементы нового, изменяются внешние рамки.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная
деятельность в сочетании с индивидуальной.
Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
Организация и выполнение творческих заданий.
Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Обязательное планирование урока заранее.
Четко определять 3-и дидактические задачи.
Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
Слайд 10Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
Их следует использовать как итоговые при
обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
Необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Слайд 11Подготовка к уроку-зачёту:
Этапы подготовки:
Предварительная
подготовка к уроку-зачету.
2. Проведение урока-зачета.
3.
Подведение итогов и
внесение корректив.
Слайд 12Три уровня усвоения:
1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала.
2. Применение знаний и умений
в знакомой ситуации.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Слайд 13На стенде
1. Перечень знаний, умений и навыков.
2. Вопросы и задания.
3. Советы
по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках).
4. Литература по теме.
В ходе подготовки
1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.
2. Организация работы консультантов.
Слайд 14Урок-дискуссия.
цели ее проведения следующие:
выяснение разных точек зрения, столкновение которых
поможет найти истину, что, несомненно, способствует;
углублению званий,
формирование мировоззрения;
2) Воспитание культуры речевого общения во время спора;
3) формирование умения:
дискутировать,
просто и понятно излагать свою точку зрения,
убедительно ее доказывать,
спокойно выслушивать доводы оппонента .
Слайд 15Задачи первого этапа
Выбрать тему (предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной
ситуацией или определена анкетированием.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет
обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке
дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема,
вопросы, литература, время и место
проведения).
5. Оформить помещение (афоризмы, правила
ведения спора, выставка книг и т.д.).
Слайд 16Второй этап – это проведение дискуссии
1. Назвать тему, обосновать выбор, сформулировать
цель.
2. Расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад,
3. Создать обстановку: не только высказывать свое мнение, но и стремиться его отстаивать.
3. Не препятствовать выступать и не принуждать;
4. Дух искренности и откровенности.
5.Стимулировать активность участников: система вопросов, вызов; неожиданный вопрос; реплика.
6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
7. Не спешить навязывать готовое решение.
8. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Слайд 17этике спора
1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость
вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.
2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.
3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Слайд 184. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего
«противника».
4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.
5. Помните о культуре общения.
6. Умейте выслушать другого, уловить его позицию.
7. Уважайте мнение товарищей.
Слайд 198. Не повышайте голос, не прерывайте выступающего.
9. Не делайте замечаний,
касающихся личных качеств, участников обсуждения.
10. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника.
11. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу дискуссии.
Слайд 20Учителю слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а
для того, чтобы будить чужую.
В. Ключевский
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
А. Дистервег
ТВОРЧЕСТВА Вам уважаемые коллеги!!
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему ими преподаваемому.
Руссо Жан-Жак