Слайд 1Формирование
ценностных ориентиров
на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов
ГБОУ школа №
44
г. Санкт – Петербурга
Шульженко Елена Борисовна
Слайд 2Основополагающие принципы
УМК «Школа России»
Принцип воспитания гражданина России
Принцип ценностных ориентиров
Принцип обучения
в деятельности
Принцип работы на результат
Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании
Слайд 3Принцип ценностных ориентиров
Этот принцип предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности
младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности.
В основе их лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 4Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни
величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви
Ценность свободы, чести и достоинства – как основа современных принципов и правил межличностных отношений
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания, стремление к гармонии
Слайд 5Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность семьи - понимание важности семьи
в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально позитивного отношения к семье
Ценность труда и творчества - как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации
Ценность природы – основана на осознании себя частью природного мира
Ценности гражданственности , патриотизма – осознание себя как члена общества, представителя своей страны; интерес к её истории.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Слайд 6Ведущая целевая установка УМК «Школа России» в рамках реализации ФГОС –
воспитание гуманного, творческого, социально-активного человека, уважающего и принимающего ценности семьи и общества.
УМК «Школа России» - реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 7В курсе «Литературное чтение»
Это разделы:
Устное народное творчество
Летописи, былины
Родина
Люблю природу русскую
Поэтическая тетрадь
Природа
и мы
Из русской классической литературы
Литература зарубежных стран
Я и мои друзья
Слайд 8Ценность добра
Класс: 2
Тема раздела: Я и мои друзья.
Тема урока: В.
А. Осеева. «Волшебное слово».
Цель:
воспитательная: через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Планируемые результаты:
Личностные :
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Слайд 9Примеры заданий, позволяющих понять
и сформировать ценностные ориентиры
на уроках литературного чтения:
Слайд 10Ценность жизни
Раздел «Я и мои друзья» (с 1 по 4 кл)
В
данном разделе представлены произведения русских и советских писателей о близких и родных людях.
Задачи уроков:
осмысление понятий: человеческая жизнь ,семья, родители, дети и семейные ценности;
осмысление семейных отношений: доброта, отзывчивость, ответственность, взаимопомощь;
Слайд 11Ценность жизни
Раздел «Я и мои друзья» (с 1 по 4 кл)
В
данном разделе представлены произведения русских и советских писателей о близких и родных людях.
Задачи уроков:
осмысление понятий: человеческая жизнь ,семья, родители, дети и семейные ценности;
осмысление семейных отношений: доброта, отзывчивость, ответственность, взаимопомощь;
Слайд 13В учебниках русского языка представлены разные по форме и содержанию упражнения
о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира во всем мире. Через тексты знакомятся с национальными ценностями Отечества, памятниками старины и их создателями
Слайд 14Ценности семьи , добра, человечества
представлены в содержании
упражнений и разных
видов заданий
Слайд 15В учебниках математики в сюжетах текстовых задач
Представлены сведения из исторического прошлого
нашей страны – о продолжительности Великой Отечественной войны, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики, о семейных традициях
Слайд 16Ценность природы
Фото из учебника
Слайд 17Ценность природы
Одной из самых эффективных форм работы при осознании себя как
части природного мира является экскурсия. В ней источником познания становится природа.
В рамках ФГОС экскурсии уделяется очень большое внимание. Предполагают проведение экологических, исследовательских, обществоведческих и исторических, на которых важной целью стоит повышение интереса ребёнка к познавательным возможностям своих органов чувств.
Слайд 18Проектная деятельность
Предусмотрена в каждом предметном курсе.
На работу отводится не менее 2
недель.
Выполняются во внеурочное время индивидуально или в парах, или в группах при помощи родителей.
Учитель помогает в выборе темы.
Играет важную роль в формировании общечеловеческих ценностей (ценность семьи, добра, труда, человечества и пр.)
Слайд 22Коллективная работа и проектная деятельность
Слайд 23Темы уроков по окружающему миру
во 2 классе
Слайд 24Формирование ценностных ориентиров ФГОС выражает в форме планируемых результатов: личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных ууд как основы умения учиться.
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального государства, мира в его единстве и разнообразии,
Принятие социальной роли,
Формирование эстетической потребности ценностей и чувств,
Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду,
Представление об основах гражданской идентичности,
Уважение и принятие семейных ценностей, бережного отношения к природе,
Бережное отношение к материальным и духовным ценностям.