Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учитель начальной
школы № 76
г. Ярославля
Халтурина С.В.
Слайд 2
Функция регулятивных универсальных учебных действий -
организация учащимся своей учебной деятельности.
Слайд 3 Оценка
Регулятивные действия
Целеполога-ние
Планирова-ние
Прогнозиро-вание
Коррекция
Контроль
Волевая саморегуляция
Слайд 4
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности,
когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения.
Проблемная ситуация является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных УУД.
Слайд 5
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем.
1. Целепологание:
Слайд 6Приёмы формирования действий целеполагания .
1. Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания
темы обучающимися.
2. В дальнейшем обучающиеся определяют тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Слайд 7Приёмы организации принятия цели:
(кандидат пед. наук, доцент З. А. Кокарева)
опора
на личный жизненный опыт обучающихся;
использование занимательного игрового материала;
создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения.
Слайд 83. На этапе организации принятия цели применять игровой приём с использованием
иллюстративного материала, презентаций, предметов и игрушек.
Методом обобщения или исключения, выделяем общие взаимосвязи или исключаем лишние предметы.
Например, на доске буквы: А,О, у, Э, И.
- Какая буква лишняя? Предположите цель урока.
Дети исключают маленькую печатную букву и называют тему урока: письмо строчной буквы у.
Можно использовать подготовленного ученика с чтением текста о задуманной букве.
Слайд 9Пример использования загадок, ребусов.
1. Хороша я в свадебном букете
И в саду,
где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
(По отгадке определяется тема урока).
2. Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая.
(По первой букве отгадки,
формулируется тема урока).
Слайд 104. Определение темы урока через введение в урок проблемного диалога.
Для
этого необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова
«Таня … (польёт) цветы.
Мы совершили … (полёт) на самолёте».
Слайд 112. Планирование:
Применять установленные правила в планировании способа решения.
Выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации.
Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
Составлять план и последовательность действий.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Слайд 12Приёмы планирования:
картинный план сказки,
словесный план произведения,
план (алгоритм, инструкция) известных
детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).
Постепенно школьники научатся составлять план своих действий и по решению учебной задачи.
Слайд 13Приёмы для формирования УУД планирования:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с
графическим планом или по технологической карте;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана решения учебной задачи.
Слайд 143. Осуществление учебных действий:
Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Слайд 154. Прогнозирование:
Предвосхищать результат (я знаю для чего это делаю, изучаю
и т. д.)
Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик (например, по уровню и объёму выполняемых заданий, по уровню осмысления учебного материала).
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Слайд 165. Контроль и самоконтроль:
Сличать способ действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Например, работа с эталоном на уроке русского языка по теме «Заглавная буква Б». «Пропишите заглавную букву Б, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля».
Слайд 17Различать способ и результат действия.
Использовать установленные правила в контроле способа решения.
Упражнение
«Подбери подходящее слово».
Цель: правильно составить словосочетания
красный
жёлтое
платье
свет
Слайд 18Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль
по результату и способу действия.
То есть, уметь делать вывод и подводить итог: всё ли удалось осуществить через выбранные действия, по заданному плану, достигли ли поставленных целей.
Слайд 19Развитие самоконтроля:
Сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
Выполнить
действия по развёрнутой инструкции;
Сравнить промежуточный результат с эталоном;
Составить проверочные задания для самоконтроля;
Сравнить конечный результат результат с эталоном;
Осуществить самопроверку по плану, включающему
1-2 пункта;
Реконструировать ошибочное действие;
Редактирование текста и т. д.
Слайд 20 6. Коррекция:
Вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Уметь анализировать выбранные действия – что было неправильно, как я поступлю на следующем уроке.
Адекватно воспринимать предложения учителей, одноклассников, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Слайд 21 7. Оценка:
выделять и формулировать то, что
усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Соотносить правильность выбора, планирования и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Слайд 22Этапы оценочной деятельности
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
Слайд 23Основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль
и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.
Слайд 245) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание
динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным;
Слайд 25Приёмы оценочной деятельности
«Лесенка успеха»
«Светофор»
«Смайлики»
«Волшебные линеечки» или метод
«шкалирования»
«Дерево успеха»
«Портфолио»
«Прогностическая оценка»
Слайд 26Развитие самоконтроля и самооценки
- Что ты узнал на уроке?
- Чему
научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем ещё надо поработать?
Какие задания тебе
понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Слайд 27После ответа ученика спрашиваю его:
- Что нужно было сделать в этом
задании?
- Какая была цель, что нужно было получить?
- Удалось ли получить результат?
- Найдено решение, ответ?
- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чём?)?
- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал? в чём?)?
Слайд 28 8. Саморегуляция:
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий.
Слайд 29Стабилизация эмоционального состояния для решения
задач по саморегуляции
через:
физминутки,
динамические
перемены,
ситуацию успеха,
индивидуальные задания,
внеурочную деятельность.
Слайд 30Активизация сил и энергии к волевому усилию, в ситуации мотивационного конфликта.
Например,
переделывание упражнения, так как выполнил неверно, через преодоление своих чувств, состояний, желаний.
Обучающийся должен соглашаться с мнением окружающих, принимать правильную точку зрения, если ошибся и понял это сам или доказали другие.
Слайд 31 Показатели успешности формирования регулятивных УУД
будет ориентация школьника на выполнение
действий выраженных в категориях:
∙ знаю/могу
∙ хочу
∙ делаю
Слайд 32Вывод:
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс
формирования умения учиться.
Слайд 34«Светофор» - оцениваем своё эмоциональное состояние
Слайд 39«Прогностическая оценка»
Для этого можно использовать знаки:
«+» - все знаю; «-»
- не знаю; «?» - сомневаюсь.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.