Слайд 1Формирование художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Выполнила:
ст. воспитатель
дошкольной группы
МОУ «Исменецкая СОШ»
Гусарова Н.Л.
Слайд 2«Народ жив, пока живы его культура и язык.»
Слайд 3 Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества,
в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Слайд 4Актуальность;
Основные направления работы;
Формы работы с детьми дошкольного возраста;
Принципы художественно- эстетического воспитания.
Введение
Слайд 5Художественно-эстетическая культура детей старшего дошкольного возраста – это воспитание целостной гармонически
развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного.
Слайд 6Цель и задачи
Цель: художественно- эстетическое воспитание детей через ознакомление с произведениями
фольклора.
Задачи:
систематическое развитие эстетического восприятия и представления детей;
развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, различные игры) ;
воспитание в душе каждого ребенка любознательности, чувства красоты, чувства любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
Слайд 7Актуальность темы
Обусловлена тем, что в группах для маленьких детей, в основном,
заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи должна решаться ежеминутно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа.
Слайд 8Основные направления работы
Среда, которая окружает ребенка в детском саду и дома;
Насыщенность
быта произведениями искусства (картины, музыкальные произведения);
Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят);
Индивидуальный подход.
Слайд 9Формы работы с детьми
дошкольного возраста:
Занятия (музыкальные, ИЗО) ;
Художественно-дидактические игры;
Утренники и
развлечения ;
Экскурсии и прогулки;
Театрализованные представления;
Участие в конкурсах;
Выставки;
Работа с родителями.
Слайд 10Принципы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной
работой в образовательном учреждении;
Детское творчество должно быть связано с жизнью;
Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
Индивидуальный подход к детям;
Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
Слайд 16Участие в конкурсах
Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»- «Пусть всегда будет мир».
Слайд 17Участие на районном конкурсе детского творчества «Пеледше тукым»
Слайд 20Праздники и обряды
У марийского народа много разных праздников, обрядов. Один из
них - Кугече (Великий день) традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Предки марийцев в конце зимы проводили праздник – Уярня (Масленница) , во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом.
Слайд 21Национальные блюда
Много национальных блюд у народа мари. Самые почитаемые из них Это
подкоголь (вареники), коман-мелна (Трехслойные блины). Каждый праздник на столе народа мари всегда проходит при участии этих вкусных блюд.
Слайд 22Священные рощи
Главное достоянием республики считаются Священные рощи. В этих рощах все
еще молятся древним Богам. Храм марийцев — Священная роща, где протекал Всемирный молебен. Марийцы молятся о благополучии своих родных и близких, благодарят Мать Землю за урожай, за плодовитость скота.
Слайд 23На этапе дошкольного детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет
музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний. Творчество марийского народа.
Музыка
Слайд 24Марийский национальный костюм
Костюм, как вид народного декоративно - прикладного искусства и
как часть предметно-вещевой среды, является важным средством этноэстетического воспитания подрастающего поколения, так как в нем определены представления ряда поколений о нравственности, удобстве, взаимодействии со средой.
Слайд 25Ожидаемые результаты
В результате работы по приобщению детей к художественно- эстетическому воспитанию,
у них появится желание, больше узнать о культуре родного края.
Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к родной культуре в целом.
Слайд 26Заключение
Приобщая детей дошкольного возраста к фольклору, мы обеспечиваем познание культуры своего
народа, осознание ими того, что наш народ богат сказками, песнями и пословицами, стихами, танцами, усвоение которой способствует правильному воспитанию и формированию личности подрастающего поколения.
Слайд 27С.Н. Нефедова, «Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста»;
Г.В. Васеева, «Использование
марийских игр в детском саду»;
Л.С. Ильина, «Ознакомление дошкольников с природой марийского края»;
Л.М. Захарова, «Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании»;
С.Н. Федорова, «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения».
Использованная литература