Презентация, доклад Формирование грамматического строя речи у детей  старшего дошкольного возраста

Содержание

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из

Слайд 1Формирование грамматического строя речи у детей  старшего дошкольного возраста 

Формирование грамматического строя речи у детей  старшего дошкольного возраста 

Слайд 2С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема

формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических

Слайд 3Грамматический строй родного языка, значение его усвоения
Грамматика - это наука о

строе языка, о его законах, объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова, то есть значения, связанные с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения; синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов, способы построения в языке простых и сложных предложений; словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматический строй родного языка, значение его усвоенияГрамматика - это наука о строе языка, о его законах, объединяющая

Слайд 4Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. Каждая грамматическая форма,

каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы - о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж. Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамматический строй образует целостную языковую систему.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание)

Слайд 5Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения

задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки. Овладение грамматическим строем обеспечивая дошкольнику переход к изучению языка в школе. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания

Слайд 6Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован

в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив

Слайд 7 Методы и приемы формирования грамматически правильной речи
Основным средством формирования грамматически правильной

речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны, прежде всего, активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не подчинять общение узко дидактическим задачам. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
 Методы и приемы формирования грамматически правильной речиОсновным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на

Слайд 8Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям

отводится, как правило, 5--10 мин, таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5--10 мин, таким

Слайд 9Младший дошкольный возраст
Занятия в младших группах по большей части проводятся с

игрушками, широко используются игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много).
Младший дошкольный возрастЗанятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками, широко используются игровые персонажи, особенно

Слайд 10У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для

ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки (соответственно и картинки) подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Ребенок должен иметь возможность сравнить слова и выделить существительное среднего рода. 
У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру

Слайд 11Средний и старший дошкольный возраст
В средней группе сюжеты игр те же,

что и в младшей. Словарь в этих играх расширяется, отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения. Увеличивается количество игр. Дети в этих упражнениях усваивают такие категории как род, число, падеж существительных, вид и наклонение глаголов. В качестве примера нескольких новых сюжетов можно использовать следующие игры: «Сочиняем рифмовки», «Где я был?», «Пиф считает», «Три линейки», «Разговор по телефону», «Узнай по звуку» и др.
Средний и старший дошкольный возрастВ средней группе сюжеты игр те же, что и в младшей. Словарь в

Слайд 12Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от детей четкости и внятности

произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы.
Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в

Слайд 13Методика исправления грамматических ошибок (морфологических)
Работа вне специальных занятий -- это в

основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,-- лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, в то время как в процессе рассказа, беседы достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети.  на правильной форме.
Методика исправления грамматических ошибок (морфологических)Работа вне специальных занятий -- это в основном исправление ошибок детей. При этом

Слайд 14Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.

Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, в то время как в процессе рассказа, беседы достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети.  на правильной форме.

Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или

Слайд 15На занятиях и в свободной деятельности детей следует шире использовать художественную

литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка. И, конечно, там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно.
На занятиях и в свободной деятельности детей следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть