Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №64 г. Томска
Педагогический
проект
«Формирование экологической культуры младших школьников
во внеурочной деятельности»
Автор: учитель начальных классов
Кинжагулова Наталья Александровна
Слайд 2Обоснование темы, проблемы:
Наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала,
что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе.
Слайд 3В связи с этим было необходимо выделить следующие противоречия, с которыми
мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:
между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;
между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.
Слайд 4Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию
ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию соответствующих качеств личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
формировать
- положительное отношение школьников к природе;
- потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и творческих работах;
учить ребенка наблюдать в природе;
развивать нравственно-эстетические чувства школьников, прививать интерес к окружающей природе;
расширить кругозор и активизировать внимание младших школьников в области экологии и окружающего мира.
создать комфортные условия по формированию экологической культуры во внеурочное время.
Объект исследования – образовательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза – процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:
1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;
2. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы;
3. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем.
Слайд 6Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: педагогическое наблюдение,
проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися и родителями, анализ рефлексивных тестов и сочинений учащихся.
Слайд 7Этапы работы над проектом.
Содержание работы на данном этапе.
Подготовительный этап.
Этап
реализации.
Обобщение и предъявление результатов.
Слайд 8План реализации проекта.
1 этап – Пропедевтическая работа по вовлечению младших школьников
в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру (1 класс – 2010-2011 уч. год)
Цель: организовать пропедевтическую работу с младшими школьниками по вовлечению их в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру
Слайд 9Формы и методы работы КТД
1.Анкетирование по теме «Сформированность у учеников системы
знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе»
2.Сезонные экскурсии в лес.
3.Экологические акции «Кормушка» и «Скворечник»
4.Экскурсия в «Музей леса»
5. Классный час «Всё о журавлях»
6.Экологическая кругосветка
7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу»
Слайд 10Формируемые УУД
Познавательные
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
Личностные
- наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
- освоение личного посильного участия в охране окружающего мира;
ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»
Регулятивные
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Слайд 132 этап – Организация коллективно-творческих дел по формированию экологической культуры младших
школьников с большей степенью самостоятельности учащихся.
(2 - 3 классы – 2011-2013 уч. год)
Цель: проведение работы с младшими школьниками по включению их в коллективно-творческие дела по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности учащихся
Слайд 14Формы и методы работы КТД
1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план
работы)
экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области;
фестиваль на муниципальном уровне «Заповедное»;
- медиа-игра «Памятники природы;
медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери») на муниципальном уровне;
акция «Дети-детям»
- «Марш парков» - подведение итогов;
- экскурсия в Лагерный сад;
2. Операция «Покорми птиц»
3. Экологические кругосветки
4. Дистанционные конкурсы различного уровня:
- всероссийский конкурс «Человек и природа»;
областной конкурс «Сибирь – земля моя бескрайняя»
- областной конкурс «Хочу всё знать»
- всероссийский конкурс «Радуга проектов»
5. Сочинения на тему «Мой любимый Тимирязевский бор»;
6. Классные часы «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др.
7. Тест «Моё отношение к природе».
Слайд 15Формируемые УУД
Личностные
- переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;
- оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки;
- учиться с помощью учителя и самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира;
- развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Регулятивные
- определять цель деятельности по реализации мероприятий с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать возникающую проблему;
- учиться планировать свою деятельность;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
Слайд 16
- работать по совместно составленному с учителем плану, использовать необходимые средства
(справочную литературу, энциклопедии, научную литературу, атласы-определители).
Познавательные
- уметь делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Слайд 17Мастер – класс «Птица года - 2012»
Слайд 19Наблюдение за птицами в Лагерном саду
Слайд 203 этап – Коллективно-творческие дела по теме охраны окружающей среды и
посильный вклад в улучшение ее состояния (4 класс – 2013-2014 уч. год)
Цель: организация самостоятельной работы с учащимися с целью улучшения состояния по охране окружающей среды
Слайд 21Формы и методы работы КТД
1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план
работы)
экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области;
фестиваль «Заповедное»;
медиа-игра «Памятники природы;
медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»);
акция «Дети-детям»
«Марш парков» - подведение итогов;
наблюдение за птицами;
2. Дистанционные конкурсы различного уровня:
всероссийский конкурс «Человек и природа» и другие.
3. Операция «Покорми птиц»
4. Экологические кругосветки
5. Экологические классные часы с участием воспитанников
6. Диагностика экологической культуры учащихся (опрос, анкетирование, тестирование)
7.Создание проекта «Чистый бор»
Слайд 22Формируемые УУД
Личностные
оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки
зрения общепринятых норм и ценностей;
ценить базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить;
воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Регулятивные
самостоятельно формулировать цели предстоящей работы после предварительного обсуждения;
обнаруживать и формулировать проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- самостоятельная работа по плану, в соответствии с поставленной целью;
Слайд 23
Познавательные
- использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
-
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, опыт, эксперимент, наблюдение);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы
на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, слайд-презентаций, фотоальбомов.
Слайд 24Коммуникативные
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной
и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Слайд 25Планируемые формы представления результатов работы
по данной теме.
Слайд 27Грамота за активное участие в программе экологического воспитания и образования школьников
«Экополюс» (2011г.)
Диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга проектов» в возрастной группе 3 – 4 классов. (Проект «Божьи коровки») (2012 г.)
Диплом победителя в номинации «За волю к победе» проекта «Спортивная орнитология 2012»
Диплом 3 степение за высокие результаты в программе экологического воспитания и образования «Экополюс» (2012г.)
Сертификаты участникам и руководителю за участие в экологических конкурсах городского уровня
«Фестиваль «Заповедное», «Медиа-игры по темам:
- Особо охраняемые природные территории;
- Деревья. Кустарники. Кустарнички; - Насекомые луга и огорода; (2011г.)
- Растения Томской области. Вторая половина лета; Рыбы Томской области» (2012г.)
и областного уровня:
- Знай и люби свой край; Сибирь, земля моя бескрайняя (2012г.)
Промежуточная диагностика учащихся по методике: Л. В. Моисеевой, Капустина.
Слайд 28Результативность:
участие в конкурсах разного уровня
Слайд 31Сравнительные данные
по выявлению сформированности у учащихся системы знаний и осознанного ценностного
отношения к природе
Для наглядности результаты за 2010 - 2011 учебный год представлены в диаграмме.
Эксперимент проводился с учащимися 1 класса и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из девяти вопросов. [24]
Слайд 33Мониторинг «Отношение к природе»
Слайд 34Мониторинг качества знаний и уровня обученности обучающихся по окружающему миру за
2 года обучения.
Вывод: положительная динамика и стабильность качества знаний учащихся по окружающему миру при 100% успеваемости.
Слайд 36Ожидаемые результаты проекта:
Повышение экологической культуры младших школьников.
Повышение развития познавательных способностей обучающихся.
Повышение
педагогического мастерства учителя.