Презентация, доклад Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Содержание

Обоснование темы, проблемы: Наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому,

Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №64 г. Томска


Педагогический

проект
«Формирование экологической культуры младших школьников
во внеурочной деятельности»



Автор: учитель начальных классов
Кинжагулова Наталья Александровна
Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №64 г. ТомскаПедагогический   проект«Формирование экологической культуры младших

Слайд 2Обоснование темы, проблемы: Наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала,

что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе.
Обоснование темы, проблемы:   Наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать

Слайд 3В связи с этим было необходимо выделить следующие противоречия, с которыми

мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:

между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;
между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.
 

В связи с этим было необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы,

Слайд 4Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию

ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию соответствующих качеств личности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
формировать
- положительное отношение школьников к природе;
- потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и творческих работах;
учить ребенка наблюдать в природе;
развивать нравственно-эстетические чувства школьников, прививать интерес к окружающей природе;
расширить кругозор и активизировать внимание младших школьников в области экологии и окружающего мира.
создать комфортные условия по формированию экологической культуры во внеурочное время.

Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей

Слайд 5

Объект исследования – образовательный процесс младших школьников. Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников. Нами была выдвинута гипотеза – процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:   1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;   2. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы;   3. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем.

Слайд 6Методы исследования:

Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: педагогическое наблюдение,

проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися и родителями, анализ рефлексивных тестов и сочинений учащихся.
 

Методы  исследования:Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися

Слайд 7Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе.
Подготовительный этап.
Этап

реализации.
Обобщение и предъявление результатов.

Этапы работы над проектом.  Содержание работы на данном этапе.  Подготовительный этап.Этап реализации.Обобщение и предъявление результатов.

Слайд 8План реализации проекта.


1 этап – Пропедевтическая работа по вовлечению младших школьников

в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру (1 класс – 2010-2011 уч. год)
Цель: организовать пропедевтическую работу с младшими школьниками по вовлечению их в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру
План реализации проекта. 1 этап – Пропедевтическая работа по вовлечению младших школьников в коллективно-творческие дела для развития

Слайд 9Формы и методы работы КТД
1.Анкетирование по теме «Сформированность у учеников системы

знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе»
2.Сезонные экскурсии в лес.
3.Экологические акции «Кормушка» и «Скворечник»
4.Экскурсия в «Музей леса»
5. Классный час «Всё о журавлях»
6.Экологическая кругосветка
7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу»






Формы и методы работы КТД1.Анкетирование по теме «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников

Слайд 10Формируемые УУД
Познавательные
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
Личностные
- наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
- освоение личного посильного участия в охране окружающего мира;
ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»
Регулятивные
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Формируемые УУДПознавательные-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; Коммуникативные- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою

Слайд 11Акция «Кормушка»

Акция «Кормушка»

Слайд 12Наш экологический десант

Наш экологический десант

Слайд 132 этап – Организация коллективно-творческих дел по формированию экологической культуры младших

школьников с большей степенью самостоятельности учащихся. (2 - 3 классы – 2011-2013 уч. год) Цель: проведение работы с младшими школьниками по включению их в коллективно-творческие дела по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности учащихся
2 этап – Организация коллективно-творческих дел по формированию экологической культуры младших школьников с большей степенью самостоятельности учащихся.

Слайд 14Формы и методы работы КТД
1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план

работы)
экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области;
фестиваль на муниципальном уровне «Заповедное»;
- медиа-игра «Памятники природы;
медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери») на муниципальном уровне;
акция «Дети-детям»
- «Марш парков» - подведение итогов;
- экскурсия в Лагерный сад;
2. Операция «Покорми птиц»
3. Экологические кругосветки
4. Дистанционные конкурсы различного уровня:
- всероссийский конкурс «Человек и природа»;
областной конкурс «Сибирь – земля моя бескрайняя»
- областной конкурс «Хочу всё знать»
- всероссийский конкурс «Радуга проектов»
5. Сочинения на тему «Мой любимый Тимирязевский бор»;
6. Классные часы «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др.
7. Тест «Моё отношение к природе».


Формы и методы работы КТД 1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план работы)экскурсии по особо охраняемым природным

Слайд 15Формируемые УУД
Личностные
- переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;
- оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки;
- учиться с помощью учителя и самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира;
- развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Регулятивные
- определять цель деятельности по реализации мероприятий с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать возникающую проблему;
- учиться планировать свою деятельность;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
Формируемые УУДЛичностные- переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) и уметь объяснять конкретные

Слайд 16 - работать по совместно составленному с учителем плану, использовать необходимые средства

(справочную литературу, энциклопедии, научную литературу, атласы-определители). Познавательные - уметь делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. - находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - вступать в беседу; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- работать по совместно составленному с учителем плану, использовать необходимые средства (справочную литературу, энциклопедии, научную литературу,

Слайд 17Мастер – класс «Птица года - 2012»

Мастер – класс «Птица года - 2012»

Слайд 18Экскурсии

Экскурсии

Слайд 19Наблюдение за птицами в Лагерном саду

Наблюдение за птицами в Лагерном саду

Слайд 203 этап – Коллективно-творческие дела по теме охраны окружающей среды и

посильный вклад в улучшение ее состояния (4 класс – 2013-2014 уч. год) Цель: организация самостоятельной работы с учащимися с целью улучшения состояния по охране окружающей среды
3 этап – Коллективно-творческие дела по теме охраны окружающей среды и посильный вклад в улучшение ее состояния

Слайд 21Формы и методы работы КТД
1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план

работы)
экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области;
фестиваль «Заповедное»;
медиа-игра «Памятники природы;
медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»);
акция «Дети-детям»
«Марш парков» - подведение итогов;
наблюдение за птицами;
2. Дистанционные конкурсы различного уровня:
всероссийский конкурс «Человек и природа» и другие.
3. Операция «Покорми птиц»
4. Экологические кругосветки
5. Экологические классные часы с участием воспитанников
6. Диагностика экологической культуры учащихся (опрос, анкетирование, тестирование)
7.Создание проекта «Чистый бор»
Формы и методы работы КТД 1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план работы)экскурсии по особо охраняемым природным

Слайд 22Формируемые УУД
Личностные
оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и ценностей;
ценить базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить;
воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Регулятивные
самостоятельно формулировать цели предстоящей работы после предварительного обсуждения;
обнаруживать и формулировать проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- самостоятельная работа по плану, в соответствии с поставленной целью;
Формируемые УУДЛичностные оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; ценить

Слайд 23 Познавательные - использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; -

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, опыт, эксперимент, наблюдение); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, слайд-презентаций, фотоальбомов.
Познавательные - использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; - самостоятельно предполагать, какая

Слайд 24Коммуникативные - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной

и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Коммуникативные - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом

Слайд 25Планируемые формы представления результатов работы по данной теме.

Планируемые формы представления результатов работы  по данной теме.

Слайд 27Грамота за активное участие в программе экологического воспитания и образования школьников

«Экополюс» (2011г.)
 Диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга проектов» в возрастной группе 3 – 4 классов. (Проект «Божьи коровки») (2012 г.)
 Диплом победителя в номинации «За волю к победе» проекта «Спортивная орнитология 2012»
 Диплом 3 степение за высокие результаты в программе экологического воспитания и образования «Экополюс» (2012г.)
 Сертификаты участникам и руководителю за участие в экологических конкурсах городского уровня
«Фестиваль «Заповедное», «Медиа-игры по темам:
- Особо охраняемые природные территории;
- Деревья. Кустарники. Кустарнички; - Насекомые луга и огорода; (2011г.) 
- Растения Томской области. Вторая половина лета; Рыбы Томской области» (2012г.)
и областного уровня:
- Знай и люби свой край; Сибирь, земля моя бескрайняя (2012г.)
Промежуточная диагностика учащихся по методике: Л. В. Моисеевой, Капустина.
Грамота за активное участие в программе экологического воспитания и образования школьников «Экополюс» (2011г.) Диплом за 3 место во

Слайд 28Результативность: участие в конкурсах разного уровня

Результативность:  участие в конкурсах разного уровня

Слайд 29Результативность

Результативность

Слайд 31Сравнительные данные
по выявлению сформированности у учащихся системы знаний и осознанного ценностного

отношения к природе

Для наглядности результаты за 2010 - 2011 учебный год представлены в диаграмме.

Эксперимент проводился с учащимися 1 класса и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из девяти вопросов. [24]

Сравнительные данныепо выявлению сформированности у учащихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природеДля наглядности результаты за

Слайд 33Мониторинг «Отношение к природе»

Мониторинг «Отношение к природе»

Слайд 34Мониторинг качества знаний и уровня обученности обучающихся по окружающему миру за

2 года обучения.

Вывод: положительная динамика и стабильность качества знаний учащихся по окружающему миру при 100% успеваемости.

Мониторинг качества знаний и уровня обученности обучающихся по окружающему миру за 2 года обучения.Вывод: положительная динамика и

Слайд 36Ожидаемые результаты проекта:
Повышение экологической культуры младших школьников.
Повышение развития познавательных способностей обучающихся.
Повышение

педагогического мастерства учителя.
Ожидаемые результаты проекта:Повышение экологической культуры младших школьников.Повышение развития познавательных способностей обучающихся.Повышение педагогического мастерства учителя.

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть