Слайд 1
«Формирование детского коллектива путем совместной трудовой деятельности младших школьников»
Алферова Алла Леонидовна
Учитель
начальных классов
МБОУ Школа №30 им.Л.Л. Антоновой
г. Нижний Новгород
2016 год
Слайд 2«Формирование детского коллектива путем совместной трудовой деятельности младших школьников»
Слайд 3“Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что
он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.
А.С. Макаренко
Слайд 4Актуальность выбранной темы.
дети большую часть времени проводят не в личном
общении друг с другом, а в виртуальном ;
теряются навыки межличностного взаимодействия;
притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении;
детский коллектив способствует формированию социально-полезных качеств личности
Слайд 5Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы
Идеи "коллективного воспитания" были заложены в
основу
воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-
Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее –
В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я.
Скороходовой, И.П. Иванова.
Особенностям формирования школьного коллектива посвящены
работы многих исследователей в области
психолого-педагогической науки.
Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко
и В.А. Сухомлинского.
Слайд 6Педагогические принципы А.С. Макаренко, положенные в основу
организации детского коллектива, обеспечивали
четкую систему
обязанностей и прав, определяющих социальную позицию
каждого члена коллектива.
Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики
коллективного воспитания:
- общественно ценные цели;
- совместная деятельность по их достижению;
- отношения взаимной ответственности;
- организация органов самоуправления;
- направленность деятельности на общую пользу
Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы
Слайд 7Цель работы – формирование сплоченного детского коллектива, всестороннее гармоничное развитие личности младших
школьников.
Задачи:
- способствовать развитию у детей самостоятельности;
- оказывать помощь в саморазвитии ребенка, учить самооценке, самоанализу, умению планировать, умению соотносить собственные цели с желаниями и целями других;
- создавать условия для непрерывного развития творческих способностей детей;
- организовывать целенаправленную работу по совместной жизнедеятельности детей.
Слайд 8Особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
изменяется социальное положение ребенка;
ведущей
деятельностью становится учение;
приобретается основной опыт
коллективной общественной деятельности;
на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя;
возникают важнейшие новообразования во всех сферах психического
развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
Слайд 9Ожидаемые результаты:
активизация познавательной деятельности ребят
повышение интереса к учению
развитие сообразительности и
инициативы
навыки логического мышления и самоорганизации
умение внимательно слушать и слышать друг друга
сплочение коллектива
Слайд 10Игра как форма организации деятельности младших школьников
пробуждает интерес к победе, стремление
быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила
формирует нравственные качества личности
способствует формированию познавательных интересов,
развивает познавательные способности
способствует овладению приемами процесса познания
развивает навыки логического мышления и самоорганизации
Слайд 11Инновационно-экспериментальная деятельность
В целях организации
инновационно-экспериментальной
деятельности в образовательном
учреждении и выполнения
работы в рамках городской
экспериментальной площадки
«Инновационные подходы и
технологии в управлении учебно-
воспитательным процессом. Создание
инновационных моделей
школы полного дня» в МБОУ СОШ №30
создана и работает
творческая группа.
Участие в творческой группе дает учителю и воспитателю
большие возможности для формирования коллектива через
трудовую деятельность детей.
Слайд 12Условия эффективного формирования детского коллектива через трудовую деятельность
обязательно учитывать возрастные и
индивидуальные особенности учащихся;
использовать всю систему форм трудовой деятельности;
добиваться, чтобы в повседневной жизни у детей укреплялась ответственность за порученное дело;
привлекать к совместным делам весь класс;
поддерживать в детях интерес к совместному труду, к желанию трудиться.
Слайд 13Характеристика класса
1«А» класс МБОУ СОШ №30 (класс полного дня) представляет собой
коллектив на начальном этапе формирования.
По своему развитию класс делится на 3 группы:
Дети с высоким уровнем обучаемости
- внимание произвольное, быстро усваивают учебный материал, хорошо развиты познавательные процессы, память, логическое мышление, речь
2. Дети со средним уровнем обучаемости
- преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения, рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя
3. Дети с низким уровнем обучаемости
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя
В эмоционально – волевой сфере класс в целом уравновешен.
Дети способны к волевому усилию.
Слайд 14Игровая программа
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Цель: воспитывать трудолюбие, желание приносить
людям радость и счастье своим трудом.
Слайд 15Подготовка
первоклассники делятся на пять групп, выбрав для себя конкретные обязанности
1 группа:
«Умники и умницы» - хозяева класса.
2 группа: «Весёлые ребята» - дружина порядка.
3 группа: «Лучики» - санитары.
4 группа: «Румяные щёчки» - физкультурники.
5 группа: «Звёздочки» - цветоводы.
Слайд 16Учитель объясняет детям, в чём заключаются обязанности каждой группы.
«Умники и умницы»
- следят за чистотой парт, подоконников, мебели, доски.
«Весёлые ребята» - отвечают за правильное поведение одноклассников, правила вежливости и культуру речи.
«Лучики» - заботятся о внешнем виде ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, порядок в столовой, опрятность школьных принадлежностей.
«Румяные щёчки» - проводят зарядку, физкультминутки, игры на переменах».
«Звёздочки» - ухаживают за комнатными растениями.
Слайд 17
Младшие школьники - готовят выступление своей группы
(учат стихи, делают
инсценировки, готовят демонстрации одежды и причёсок, изготавливают для себя бейджики с названием группы и её отличительным признаком).
Старшие школьники - принимают участие в подготовке театрализованной части программы и подготовке костюмов.
Родители - берут на себя материальную и художественную часть мероприятия - награждение групп сувенирами, общую оценку выступлений, музыкальное оформление.
Слайд 18План проведения
Организационный момент – учитель собирает детей в классе и объявляет
о начале праздника
Вступительная беседа
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова? ( Любовь к труду).
- О ком говорят, что он трудолюбивый человек? ( О человеке, который любит трудиться).
- Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята? А как вы об этом узнали? (По добрым делам).
- Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за последнее время.
- Есть хорошая пословица: «Маленькое дело лучше большого безделья» Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Слайд 19План проведения
3. Выступление групп
Группа «Умники и умницы»
Игра «Подскажи словечко».
Очищайте обувь
от грязи, снега при входе в …(помещение).
Не сорите на …(пол), на …(парту).
Держите в порядке все …(вещи).
Стирайте мел с доски влажной …(тряпкой)
Пол подметайте влажным …(веником).
Надо почаще проветривать …(помещение).
Слайд 20План проведения
3. Выступление групп
Группа «Весёлые ребята»
Игра «И я».
Если это хорошее
дело, скажите: «И я». Если нет – молчите. Готовы?
Я в школу прихожу аккуратно одетый.
Я редко беру в руки расчёску.
Я все школьные вещи содержу в порядке.
Я в школу прихожу вовремя.
Я, приходя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.
Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.
Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.
Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.
Слайд 21План проведения
3. Выступление групп
Группа «Лучики»
«Демонстрация» школьной одежды
– В нашем
классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек – аккуратные жилеты, сверкающие белизной блузки. Начищенная до зеркального блеска обувь – у мальчиков и девочек.
- Какой наряд будет красивым без аккуратной и продуманной причёски? Смотрите, какое разнообразие причёсок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже в четыре косички, уложены корзинкой! А каким чудесным украшением являются бантики!
- Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся. У каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться..
Слайд 22План проведения
3. Выступление групп
Группа «Лучики»
Загадки
- Ускользает, как живое,
Но не
выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится.(мыло).
- Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (зубной порошок).
Слайд 23План проведения
3. Выступление групп
Группа «Румяные щёчки»
Физкультминутка под музыку
Инсценировка стихотворения Ю.
Макарова «Кто кого?».
Чтение стихотворения А.Костецкого «Перильные
состязания»
Группа «Звёздочки»
Цветоводы предлагают следующие задания:
1.Составить картинку и назвать растение. Что вы о нём знаете?
2. Узнать по описанию комнатные растения.
3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.
Слайд 24План проведения
4. Обобщение. Рефлексия
Ученики по очереди читают «Правила коллективной работы»:
-
Договоритесь с товарищами об общем плане работы и её результатах.
- Надо выслушать предложения всех ребят и выбрать то, что интересно и важно для всех.
- Распределите работу между собой по справедливости. Это значит поровну разделите интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное.
- Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом всё время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
- По ходу работы справляйтесь, как идут дела у других.
- Помогайте тому, у кого работа не ладится.
- Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.
Слайд 25План проведения
4. Обобщение. Рефлексия
Игра «Ваше мнение»
Учитель: Ребята, как вы понимаете
смысл следующих пословиц?
Аккуратность человека красит.
Всякий человек в деле познаётся.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Без дела жить – только небо коптить.
Слайд 26План проведения
5. Итог мероприятия
Учитель задает вопросы:
Чему научились?
Что узнали нового?
Что захотелось
изменить
в своей жизни?
А что нам скажут родители?
Выступление родителей. Награждение всех групп сувенирами.