Слайд 1ФГОС ДО: развивающая
предметно-пространственная среда как условие формирования и развития игровой
деятельности детей
дошкольного возраста
Слайд 2Теория детской игры
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.
А.П.Усова, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко,
Н.Ф.Комарова, Е.В.Зворыгина, Е.В.Трифонова, О.Е.Смирнова, Д.В.Менджерицкая и др.
Слайд 3Ценность игры для детского развития
формирование произвольного поведения
преодоление эгоцентрической позиции (позицию
маленького ребенка)
развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности
развитие самосознания, мотивационно-потребностной сферы
развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей
развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности
формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности
Слайд 4Психологический возраст
(Л.С.Выготский)
Ведущая деятельность
Возрастные новообразования
Социальная
ситуация развития
Слайд 5Игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования
Слайд 6Причины
вытеснения игры
непонимание взрослыми развивающего значения детской игры
отсутствие разновозрастных детских сообществ
изобилие
товаров и развлечений для детей
современные СМИ и видеопродукция для детей
подмена игры игровыми формами обучения
Слайд 7Уровень игры современных
дошкольников (5-6 лет)
По данным Е.О.Смирновой
Игра в современном дошкольном
образовании // Электронный журнал
«Психологическая наука и образование». 2013. № 3.
Слайд 8Формирование произвольности в игре
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у
современных дошкольников. // Вопросы психологии. 2004. № 1. - с. 100.
Показатели произвольности у детей двух поколений
Слайд 9Вернуть детям игру!
Условия
Открытое образовательное пространство
Адекватная предметно-пространственная среда
Игровая компетентность педагога
Слайд 10Игра в содержании ФГОС ДО
I. Общие положения
1.2.4). Один из основных
принципов Стандарта:
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
Слайд 11Игра в содержании ФГОС ДО
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему
2.7. …содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации Программы
- в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…
Слайд 12Игра в содержании ФГОС ДО
III. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых:
обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка)
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
Слайд 13Игра в содержании ФГОС ДО
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …
… проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
… активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх …
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
Слайд 14В чем отличия самодеятельной игры от игровых форм обучения?
?
Слайд 15Отличие самодеятельной игры от игровых форм обучения
Слайд 16Критерии игры
(как отличить игру от «не игры»)
Слайд 17Что делать воспитателю с самодеятельной игрой?
Руководить? Организовывать?
Не вмешиваться?
Слайд 18Что делать воспитателю с самодеятельной игрой?
Руководить? Организовывать?
Не вмешиваться?
Неумение детей самостоятельно
организовать и развивать игру
Примитивизация игр
Игра не развивается
Что делать?
Слайд 19Что делать?
Правильно определить место игры как образовательной формы и игры
как ведущего вида деятельности в режиме дня
Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей, уровни развития игры, этапы развития игры …
Использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности
Слайд 20Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр
Роль и позиция воспитателя на каждом
этапе?
Слайд 21Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности
Для детей раннего –
среднего дошкольного возраста: предметы-заместители
Слайд 22Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости,
полифункциональности и вариативности
Для детей среднего –
старшего дошкольного возраста: модульная среда
является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры
является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры
Слайд 24Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости,
полифункциональности и вариативности
Для детей старшего дошкольного
возраста: самодельная, в т.ч. «макетная среда»
Д.В.Менджерицкая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодельных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывается непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам».
Слайд 25Умение самостоятельно создать необходимую игрушку – это умение создать ОРУДИЕ своей
деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями.
Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету-заместителю, игрушка-самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замыла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка.
Создание игрушки-самоделки
Не сделали – поиграли А играю – делаю для игры
Игрушка-самоделка в образовательной деятельности
Слайд 26Игрушка-самоделка в образовательной деятельности
Слайд 28Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, полностью отвечает требованиям
к РППС
Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты
Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры
Слайд 29Игровой макет (продолжение)
Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в
ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой)
Слайд 30Игровой макет (продолжение)
Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению
опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности
Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания
Слайд 31Проблемы использования макетной среды
Во-первых, макетная среда (любая: и самодельная, и полностью
готовая) может оказаться не вполне подходящим вариантом организации игры для плохо играющих детей.
Они с удовольствием обыгрывают макет, но не могут организовать игру вне макета. Для них макет будет прекрасной основой для проведения игровых занятий, но затем следует отойти от макетной игровой среды, перейдя на варианты организации игры с помощью предметов-заместителей. Впоследствии можно будет вернуться к играм в макетах, постепенно переходя к их самодельным вариантам.
Слайд 32Проблемы использования макетной среды
Во-вторых, макет может в определённой степени ограничивать тематику
режиссёрской игры, поскольку он плохо трансформируем. Пожалуй, только ландшафтные модели изначально предполагают достаточно широкий спектр возможных тем. Создание разных по тематике макетов, решает проблему лишь отчасти, т.к. но они могут ограничивать проявление игровой инициативы ребёнка, подобно тому, как это делает тематический игровой уголок.
В-третьих, излишнее внимание к процессу создания макета, может происходить в ущерб развитию самой игры, переключая внимание педагога и детей на продуктивную деятельность.
Замечательно, если ребёнок умеет создавать при необходимости различные игровые макеты, но при этом он должен уметь организовать режиссёрскую игру и вне макетной среды
Слайд 33
«Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.)
Универсальные развивающие
игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста)
Слайд 34Универсальные развивающие игровые предметные среды
Разнообразные поделочные материалы
Слайд 35 Сайт Игра. Научный подход С.Л.Новосёловой
На сайте выложены доступные для чтения
и скачивания материалы по проблеме игровой деятельности дошкольников, представляющие направление исследований, реализованное в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, впоследствии в Центре "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца крупным ученым, психологом, доктором наук, исследователем-эволюционистом Светланой Леонидовной Новоселовой, а также сотрудниками ее лаборатории и аспирантами.
На настоящий момент на сайте представлено свыше 100 статей и брошюр, включая книги: Игра дошкольника, Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений, Система «Модуль - игра», Развивающая предметная среда, Родителям о детских играх и игрушках, Компьютерный мир дошкольника и др.
Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметно-пространственной среды?