Презентация, доклад ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ.

Содержание

« Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка-дошкольника»

Слайд 1Эмоциональные нарушения у детей- дошкольников

Эмоциональные нарушения у детей- дошкольников

Слайд 2« Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы ребенка-дошкольника»

« Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка-дошкольника»

Слайд 3Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной

из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное

Слайд 4Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его

интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом».
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и

Слайд 5Термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere –

двигать,

возбуждать,

волновать.

Термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere – двигать,возбуждать,волновать.

Слайд 6В эмоциях имеются три составные части:
АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение);
КОГНИЦИЯ (осознание своего

состояния, обозначение его словом);
ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
В эмоциях имеются три составные части:АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение);КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом);ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение

Слайд 7Различают:

первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление;

вторичные (сложные):

смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.

Различают:первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление;вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций

Слайд 8Факторы риска эмоциональных нарушений

Факторы риска эмоциональных нарушений

Слайд 9Группы нарушений в развитии эмоциональной сферы

Выделяются три группы нарушений

в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики.
I). Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
II). К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Группы нарушений в развитии эмоциональной сферы Выделяются три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства

Слайд 10III). К нарушениям психомоторики относят:
1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры,

наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
2. Гипомимию легкое понижение выразительности мимики;
3. Маловыразительную пантомимику.
Условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов.

III). К нарушениям психомоторики относят: 1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или

Слайд 111. Биологические:

-Генетические
(депрессии
у родителей,
потом у детей);

-Соматическая
ослабленность из-за
частых болезней;

1. Биологические:-Генетические (депрессии у родителей,потом у детей);-Соматическая ослабленность из-за частых болезней;

Слайд 122. Психологические
- тип нервной системы ;
- нарушение
адекватности
реагирования


на воздействия
извне;
- недоразвитие
самоконтроля
поведения
2. Психологические- тип нервной системы ;- нарушение  адекватности  реагирования  на воздействия  извне;- недоразвитие

Слайд 133. Социально – психологические
Дисгармоничный стиль воспитания: внутрисемейные проблемы, конфликты
Отношение

воспитателя,
учителя;
- Отношения
окружающих.
3. Социально – психологические Дисгармоничный стиль воспитания: внутрисемейные проблемы, конфликтыОтношение   воспитателя,   учителя; -

Слайд 14А.И.Захаров выделил виды свойств личности, предрасположенных к неврозу:

1)эмоциональная чувствительность и ранимость;
2)

наивность;
3) выраженность чувства «я»;
4) постепенное раскрытие возможностей личности(латентность);
5) противоречивость развития;
6) внутренний тип переработки эмоций(импрессивность)
7) неравномерность психического развития.
А.И.Захаров выделил виды свойств личности, предрасположенных к неврозу:1)эмоциональная чувствительность и ранимость;2) наивность;3) выраженность чувства «я»;4) постепенное раскрытие

Слайд 15 Эмоциональное неблагополучие, как отклонение в развитии личности, возникает при

потере согласия со своими чувствами, и невозможностью самореализоваться.
Эмоциональное неблагополучие, как отклонение в развитии личности, возникает при потере согласия со своими чувствами, и

Слайд 16Еще одной из причин эмоциональных расстройств являются неадекватные поощрения и наказания

взрослых.
Еще одной из причин эмоциональных расстройств являются неадекватные поощрения и наказания взрослых.

Слайд 17Основой невроза является ПТ –
психотравма, это внешний раздражитель,
оказывающий патологическое, болезненное воздействие

на индивида.
ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная
2) пролонгированная
Основой невроза является ПТ –психотравма, это внешний раздражитель,оказывающий патологическое, болезненное воздействие на индивида.ПТ бывают двух видов: 1)

Слайд 18Самое опасное влияние на личность ребенка оказывают пролонгированные
психотравмы как в школе,

так и в семье
Самое опасное влияние на личность ребенка оказывают пролонгированныепсихотравмы как в школе, так и в семье

Слайд 19А.Фрейд выделяет 3 типа детских конфликтов:
1. Внешние( между личностью ребенка и

объективным миром), это страхи перед
миром – страх потери любви, критика.
А.Фрейд выделяет 3 типа детских конфликтов:1. Внешние( между личностью ребенка и объективным миром), это страхи перед миром

Слайд 202. Глубоко осознанные конфликты: когда
возникают противоречия между истинными желаниями и требованиями.
Этим

конфликтам сопутствует чувство вины.
2. Глубоко осознанные конфликты: когдавозникают противоречия между истинными желаниями и требованиями.Этим конфликтам сопутствует чувство вины.

Слайд 213. Внутренние конфликты, их создает подсознательное, содержащее инстинкты и аффекты противоречивого

рода: любовь и ненависть, активность и
пассивность.
3. Внутренние конфликты, их создает подсознательное, содержащее инстинкты и аффекты противоречивого рода: любовь и ненависть, активность и

Слайд 22Условно можно выделить 3 группы детей,
имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1)

агрессивные дети(с длительными аффективными поведенческими реакциями)
Условно можно выделить 3 группы детей,имеющих проблемы в эмоциональной сфере: 1) агрессивные дети(с длительными аффективными поведенческими реакциями)

Слайд 23.
2) эмоционально- расторможенные дети,
которые реагируют на все слишком бурно, «заводят других

детей», слишком громко и вызывающе кричат, плачут…
.2) эмоционально- расторможенные дети,которые реагируют на все слишком бурно, «заводят других детей», слишком громко и вызывающе кричат,

Слайд 243) слишком застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые, робкие дети.
Они стесняются громко

и явно выражать свои чувства и эмоции. Тихо переживают свои проблемы.
3) слишком застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые, робкие дети. Они стесняются громко и явно выражать свои чувства и

Слайд 25Характер проявления эмоциональных реакций зависит от типа НД – темперамента. Дети,

относящиеся ко 2
группе – холерики, а к 3 – меланхолики
или флегматики. Однако можно встретить
детей агрессивных с ранимой, нежной
душой, где агрессия играет защитный,
компенсаторный характер.
Характер проявления эмоциональных реакций зависит от типа НД – темперамента. Дети, относящиеся ко 2 группе – холерики,

Слайд 26Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящие
к эмоциональным расстройствам

детей:
1.Неприятие( явное или скрытое)
Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящиек эмоциональным расстройствам детей:1.Неприятие( явное или скрытое)

Слайд 27Явное неприятие, когда рождение
ребенка было нежелательным, или
вместо желаемого мальчика родилась
девочка.

Скрытое, когда

внешне все
выглядит благополучно ,но нет
душевного контакта с ребенком.

Неприятие порождает в характере
ребенка негативизм, агрессию, либо
неверие в свои силы.
Явное неприятие, когда рождениеребенка было нежелательным, иливместо желаемого мальчика родиласьдевочка.Скрытое, когда внешне всевыглядит благополучно ,но нет душевного

Слайд 282. Гиперсоциоальное воспитание –чрезмерное дисциплинирование и
исполнительность, где «надо» произведено в

абсолют,
что подавляет эмоции
ребенка, и приводит
к аутоагрессии, либо к
замкнутости,отгороженности,
эмоциональной холодности.


2. Гиперсоциоальное воспитание –чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и

Слайд 293.Тревожно – мнительное воспитание,
когда с рождением ребенка возникает постоянная

тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате
ребенок вырастает робким, тревожным,
несамостоятельным,
мучительно неуверенным
в себе.
3.Тревожно – мнительное воспитание,  когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье

Слайд 304. Эгоцентрический тип воспитания.
Ребенку навязывается представление
о себе, как о сверхценности: он

«кумир»,
смысл жизни родителей. При этом
интересы окружающих игнорируются…
В результате он не
переносит никакие
лишения, капризен,
расторможен, агрессивно
воспринимает любые
преграды.
4. Эгоцентрический тип воспитания.Ребенку навязывается представлениео себе, как о сверхценности: он «кумир»,смысл жизни родителей. При этом интересы

Слайд 31 К социально – психологическим факторам
эмоциональных нарушений относятся
дидактогении ,то

есть негативные психические
cостояния вызванные неправильным
отношением
учителя;
школьными
фобиями,
страхом
отвечать у
доски.

К социально – психологическим факторам эмоциональных нарушений относятся дидактогении ,то есть негативные психические cостояния вызванные неправильным

Слайд 32Коррекция эмоциональных нарушений

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является

имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
Коррекция эмоциональных нарушенийВедущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость

Слайд 333) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих

эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи;
4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза».


3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания

Слайд 345) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об

эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания;
6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;

5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать,

Слайд 357) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью

имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении».

7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и,

Слайд 36Основными направлениями коррекции
эмоциональных нарушений являются:
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
- повышение

их активности и самостоятельности;
коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование
эмоциональной устойчивости и
cаморегуляции…
Основными направлениями коррекцииэмоциональных нарушений являются:- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;- повышение их активности и самостоятельности;коррекция самооценки, уровня

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть