Слайд 1Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ
Слайд 2Термин «burnout» – «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в
1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Слайд 3Доктор психологических наук Виктор Васильевич Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный
личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Слайд 4Первая стадия профессионального выгорания
Снижение самооценки
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая
отстраненность в отношениях с членами семьи.
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» воспитатели ДОУ чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Слайд 5Вторая стадия профессионального выгорания
Одиночество
возникают недоразумения с воспитанниками и родителями, воспитатель
ДОУ в кругу своих коллег начинает с пренебрежение говорить о некоторых из них.
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Слайд 6Третья стадия профессионального выгорания
Эмоциональное истощение
притупляются представления о ценностях жизни, воспитатель ДОУ
становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 7Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим»
механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе воспитатель ДОУ пытается более или мене успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Слайд 8Внешние факторы, провоцирующие выгорание
Специфика профессиональной педагогической дошкольной образовательной деятельности (необходимость сопереживания,
сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
Организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой; отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Слайд 9Внутренние факторы
Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных
ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации.
Ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных профессиональных ситуациях.
Слайд 10Типы личности, которым угрожает личностное выгорание.
«ПЕДАНТИЧНЫЙ»: характеризующийся добросовестностью, возведенной в
абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью; стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе).
«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ»: стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.
«ЭМОТИВНЫЙ»: состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 11Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
чувство безразличия, эмоционального истощения (воспитатель не
может отдаваться работе так, как это было прежде);
дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам…);
негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).
Слайд 12Физические симптомы
Резкое повышение утомляемости
Хроническая усталость
Головные боли
Восприимчивость к изменениям внешней среды
Изменение
артериального давления
Астения (бессилие, слабость)
Ограничение движений в шее, боли в спине
Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
Увеличение или потеря веса
Отдышка
Бессонница
Половая дисфункция
Слайд 13Эмоциональные симптомы
Пессимизм
Цинизм
Черствость
Безразличие
Агрессивность
Раздражительность
Тревога, чувство вины
Слайд 14Поведенческие симптомы
Желание отдохнуть
Безразличие к еде
Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
Слайд 15Социальные симптомы
Низкая социальная активность
Падение интереса к досугу, увлечениям
Социальные контакты ограничиваются
работой
Скудные отношения на работе и дома
Слайд 16Интеллектуальное состояние
Падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к
альтернативным подходам.
Слайд 17Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Снятие рабочего напряжения
Повышение профессиональной мотивации
Выравнивание
баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением
Слайд 18Саморегуляция
Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на
самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Смех, улыбка, юмор;
Размышления о хорошем, приятном;
Различные движения и потягивания, расслабление мышц;
Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
Вдыхание свежего воздуха;
Чтение стихов;
Прослушивание приятной музыки.
Слайд 19Профилактика «профвыгорания»
Полноценный сон
Здоровое питание
Оптимальные физические нагрузки
Группа поддержки
Личностное и профессиональное саморазвитие
Слайд 20советы
Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы,
на которые вы повлиять не можете. Поэтому воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
Расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
Умеренность во всем: в радости и в печали.
Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.
Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы…
Слайд 21 ВОСПИТАТЕЛЯМ
Может, просто
стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза...
Мы-то знаем, что это такое,
Детворы неугомонный рой!
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой гурьбой.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой...
А вопросы? Тысячи вопросов...
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всех услышать, каждого понять...
Благодарна и трудна работа
Постоянно маму заменять...
Не тревожно на работе маме...
Веселы ребячьи голоса...
Ведь всегда следят за малышами
Добрые усталые глаза.
День окончен... Не все песни спеты.
У детишек не тревожен сон...
Так прими же поклон от всей планеты,
За детей примите Вы поклон!!!
Слайд 22Презентацию подготовила Рахимова Татьяна Сергеевна
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!