Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Анучино Анучинского района Приморского
края»
Презентация педагогического опыта
«Нам природа - дом…»
учителя начальных классов
Кудрявцевой Ларисы Эдуардовны
2016 г.
Слайд 2
V. Технология педагогического опыта
IV. Теоретическое обоснование педагогического опыта
V.I Диссеминация педагогического опыта
VII. Литература
Слайд 3 Закончила Спасское педагогическое училище в 1978 году по
специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», присвоена квалификация «Учитель начальных классов».
Стаж работы в данном образовательном учреждении 5лет.
Стаж работы в данной должности 36 лет
Присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель» 30.05.2014 г.
Кудрявцева Лариса Эдуардовна
Учитель начальных классов
МБОУ школа с. Анучино
Анучинского района Приморского края
Слайд 4
«Экологического воспитания детей
младшего школьного возраста
в условиях реализации ФГОС НОО»
Слайд 5
Государство поставило перед школой задачу совершенствования
экологического
образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития. Именно
поэтому у нас возникает множество вопросов.
Как создать эффективную систему экологического образования в
начальной школе, основанную на интегрированном подходе?
Как сделать так, чтобы идеи экологического образования
реализовывались через разные виды деятельности ребенка:
экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную,
изобразительную, физическую деятельности?
Слайд 6 Актуальным стал поиск технологий, средств, методов экологического воспитания,
обеспечивающих преодоление недостаточного уровня развития у младших школьников экологических знаний, формирования ценностного отношения к природе, умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции выпускника начальной школы.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- собственное переосмысление педагогической деятельности,
-приоритетное направление новых образовательных стандартов в сфере экологического воспитания младших школьников;
-изучение методической литературы; изучение опыта коллег;
-курсовая и профессиональная переподготовка.
Работаю над данной темой 21 года.
Слайд 7
IV. Теоретическое обоснование педагогического опыта
Великие педагоги А. ф. Гумбольдт, Я.А.
Коменский,
И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. впервые раскрыли роль природы в нравственно-экологическом развитии ребёнка . Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах В.А. Сухомлинского, Л.П. Симоновой, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова и др. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования и воспитания как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе.
Слайд 8 Анализ учебных программ для начальной школы позволил
сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического воспитания учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основой экологической парадигмы стала тесная связь знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными ситуациями учащегося. Для реализации экологической парадигмы я перешла от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.
Слайд 9
Цель моего педагогического опыта:
- теоретическое изучение и
практическая реализация педагогических условий, способствующих эффективному экологическому воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания;
- раскрыть сущность и содержание экологического воспитания в начальной школе;
- внедрить технологии проектно - исследовательской деятельности;
- разработать учебные, научно – методические и дидактические рекомендации по проблеме экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО.
Слайд 10 Наиболее продуктивным педагогическим условием в
своей деятельности, считаю соблюдение
интегрированного
подхода эколонизации различных видов деятельности детей,
взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки,
изобразительной деятельности, физической культуры, игры,
театральной деятельности, литературы, моделирования.
Слайд 11Используют различные формы и виды деятельности:
экскурсии;
творческая деятельность;
экологические сказки;
дидактические и
ролевые игры;
наблюдение;
видеофильмы
Образовательные технологии:
технология дифференцированного подхода;
технология проблемно - поискового обучения;
технология развивающего обучения;
проектно – исследовательская технология
Слайд 12Воспитательная система
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто
в детские годы не поднял выпавшего из гнезда птенчика, не открыл для себя красоты первой весенней травки, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может и просто человечности»
В.А. Сухомлинский
Разработала программу дополнительного образования «Окно в природу»
Цель :создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки. Задачи : увлечь, заинтересовать, заинтриговать учащихся тайнами своего
Слайд 13
Социальное партнерство
со Станцией юных натуралистов
города Арсеньева.
Слайд 14Наши проекты
Клумба школьного двора»;
«Ландыш – лилия долин»;
«Мусору – вторую жизнь»;
«О
воздухе чистом замолвите слово»;
«Кедр. Рубить или не рубить?»
Слайд 15Экологические акции и операции:
Акции: «Скворечник», «Кормушка»; «Сохраним родную природу!»,
«Посади кедр» и др.
Операция: «Чистый двор»,«Ёлочка», «Багульник», «Первоцвет»,
«Белая береза», «Первоцветы», «Адонис» и др.
Слайд 18Внеурочная деятельность неразрывно связана с учебной деятельностью.
Слайд 19Детская экологическая газет
«Окно в природу»
Слайд 20Экологический отряд «Зеленый патруль»
Цель движения:
формирование экологической компетенции школьников;
улучшение экологической
ситуации в Анучинском районе путем осуществления практической деятельности
Слайд 21
Опытом работы делилась на курсах повышения квалификации учителей начальных классов «Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для учителей начальной школы» в г. Арсеньеве (2011г.)
Слайд 25 Работа по такой системе позволяет формировать у ребёнка
уважительное
отношение к природе через интеграцию всех видов
деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о
мире животных, растений, явлениях природы, привить им
экологические навыки, миру природы, что станет залогом успеха в
экологическом воспитании младших школьников.
Таким образом, ознакомление детей с природой проходит через
постоянное непосредственное «живое» общение с ней. Это
обеспечивают педагогические условия экологического воспитания в
условиях реализации ФГОС НОО.
Слайд 28 VII. Источники информации:
Егоркин Л. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы. :АРКТИ. 2001. - 127с.
Люблинская А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1981. – 312с.
Алексеева Л.Л., Биболетова М.З., Вахрушев А.А. и др.; Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2 под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.-240с.- (Стандарты второго поколения).
Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей ; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-176с. (Стандарты второго поколения)
Савинова, С.В. Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия. - Волгоград: Учитель, 2007.-86с.
Эльконина, Д.В. Венгера. А.А Особенности развития детей 6-7 летнего возраста - М.: Педагогика, 1992. - 213с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456с.
Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002- 1008 с
Четина М. П. Система экологического воспитания в начальной школе // Материалы VII Всерос. науч.-практич. семинара «Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа». СПб., 2010. С. 154-15