Слайд 1
Двигательная деятельность в режиме дня ДОУ
Акиньшина Е.А. инструктор по
физической культуре
МБДОУ «Детский сад №480 города Челябинска»
МБДОУ ДС № 480
Слайд 2
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития
физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Слайд 3 ФГОС ДО
В ФГОС ДО прописано: «Содержание образовательной области «Физическая культура»
направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 4
Решать эти задачи в системе работы ДОУ призваны
физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Реализация этих технологий на практике осуществляется в условиях специально организованных форм оздоровительной работы и в разных формах организации педагогического процесса: в ходе НОД , в свободной и самостоятельной деятельности детей, в процессе режимных моментов ,на прогулках.
Слайд 5Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.
Активная двигательная деятельность, помимо
положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Слайд 6Создание системы двигательной активности в течение дня.
Понимая важность проблемы развития
двигательной активности детей, можно выдвинуть несколько задач:
•увеличить двигательную активность;
•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Слайд 7 Цепочка двигательного режима воспитанников в течение дня.
Слайд 8Формы двигательной деятельности
Существуют разнообразные формы двигательной деятельности:
•утренняя гимнастика ;
•совместная физкультурная деятельность
педагога с детьми;
•прогулка с включением подвижных игр;
•пальчиковая гимнастика ;
•зрительная, дыхательная гимнастика;
•физкультминутки, динамические паузы
•эмоциональные разрядки, релаксация;
•гимнастика после сна
•спортивные праздники, досуги, развлечения.
.
Слайд 9Ожидаемый результат:
Решение поставленных задач по активизации двигательной деятельности детей и
обеспечению здорового образа жизни воспитанников.
Сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни.
Слайд 10Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня
Придавая особую значимость роли
двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. к ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
•утренняя гимнастика;
•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).
Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Слайд 11
Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников
Утренняя гимнастика является одним из
важнейших компонентов двигательного режима.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Слайд 12 Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на
воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:
-комплекс музыкально-ритмических упражнений;
-утренняя гимнастика игрового характера ;
- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;
-комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (диск "Здоровье", детский эспандер, детские гантели, гимнастический ролик и т.п.);
Обычно комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.
Комплекс утренней гимнастики проводится под руководством инструктора по физической культуре или воспитателями. Дети подготовительной группы вполне могут самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после нескольких повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
Слайд 13Физкультурные минутки
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. одной из таких форм являются физкультурные минутки.
Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.
Слайд 14Во время большого перерыва между занятиями проводится двигательная разминка или динамическая пауза. Обычно
она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.
Слайд 15Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки
Прогулка – это один
из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
•дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
•совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
•развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
•воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.
Слайд 16Совместная деятельность по физической культуре
В дошкольных учреждениях основной формой развития двигательной
активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:
обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
удовлетворять естественную потребность в движении;
формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Слайд 17Самостоятельная двигательная деятельность детей
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети
закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Слайд 18Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до
завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).
Слайд 19Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника.
Трудно переоценить роль дневного
сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, позволяет провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности.
Слайд 20Зарядка после дневного сна имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от
7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).
Слайд 21Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание
нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.
Слайд 22Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит
общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.
Слайд 23Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с
нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты.
Слайд 24Индивидуальная работа с детьми по оптимизации двигательной активности.
Индивидуальная
работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Слайд 25Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.
Спортивные праздники совместно с родителями
дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго. Праздничное настроение во время развлечения создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. В играх, упражнениях, аттракционах используются те же пособия (мячи, шары и др.) или новые, необычные ( звезды. снежинки изменяя сложность двигательных упражнений, количество повторов, темп выполнения.
Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх, аттракционах.
Слайд 26Работа с родителями
Необходимо уделять большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь
вовлекать их в единое образовательное пространство.
Для этого используются разнообразные формы:
•организация совместной деятельности детей и взрослых по реализации образовательной области «Физическая культура»
•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.
•тематические родительские собрания, наглядная агитация родительские уголки,