Слайд 1добро и зло
в жизни человека
Авторы:
Колесник Екатерина,
Самсонова Арина
4 В класс
Руководитель:
Липинская С.П., учитель ОРКСЭ
Городской фестиваль детских проектов «Храм души»
МБОУСОШ № 1 г. Североморск 2016г.
Слайд 2ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
Цель: Раскрытие сущности важнейших нравственных категорий «добро» и «зло», рассмотреть соотношение
добра и зла в жизни человека
Задачи:
Узнать, как трактуются понятия «добро» и «зло» в разных источниках
Изучить символы добра и зла
Проанализировать добрые и злые поступки
Провести опрос-анкетирование среди одноклассников по теме «Добрый ли вы человек?» для выяснения мнения о добре и зле
Собрать материал по теме проекта и оформить его в виде презентации
Слайд 3Работая над проектом, мы нашли стихотворение Юлии Друниной «Стираются лица и
даты…». Там были такие строки:
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей?
В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в жизни человека.
В своей гипотезе предполагаем, что если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее
Слайд 4 Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны,
от многих, казавшихся нам незыблемыми, истин мы вынуждены отказаться. мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло.
Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы.
Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».
Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло в жизни человека».
Слайд 5Понятия добра и зла
Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Словарь
Ожегова:
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ДОБРО
ЗЛО
Слайд 6 Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое,
справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.
А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.
Слайд 9СОЛНЦЕ – СИМВОЛ ДОБРА
Во многих древних цивилизациях Солнце считалось либо самим
Богом, либо видимым его образом / проявлением. В большинстве культур — основной символ созидательной энергии, центр, сердце, средоточие интуитивного знания, сила чувства и веры, способность ощущать, сила воображения, символ добра.
Слайд 10ворон – СИМВОЛ ЗЛА
Ворон, ворона — имеют схожую символику. В Европе
вороны-стервятники с давних пор связаны с войной, смертью, запустением, злом и несчастьями — символизм, распространенный также и в Индии. Из-за своей черноты они считаются символами хаоса и тьмы, предшествовавшей свету творения.
Слайд 13опрос
Мы решили узнать мнение наших одноклассников о добре и зле, для
этого составили анкеты и провели опрос. Мы расспросили одноклассников. И вот что показал наш опрос:
Анкета «Добрый ли вы человек?»
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
Любите ли вы злые шутки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
Умеете ли на практике применять свои способности?
Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Слайд 14В опросе участвовали 25 человек.
Для 4 человек – доброта вопрос
случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
21 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.
Опрос показал, что большинство класса - 84% учеников считают себя добрыми людьми, и только 16% - настороженно относятся к проявлению доброты.
Слайд 15Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и
зло и вот некоторые работы:
Слайд 17Притча два волка
Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную
жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 18Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы
должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Слайд 19выводы
В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро»
и «зло», кто такой добрый человек и что такое добрые и злые поступки, в чем выражается доброта, как её понимают дети, рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Мы достигли цели исследования
Добро и Зло - категории этики.
ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
И обо всём этом мы узнали, изучая Основы светской этики.
Слайд 20Дерево добрых дел
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты
людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Слайд 21Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki/Добро_и_зло
http://www.kakprosto.ru/kak-901005-kak-svyazany-v-zhizni-ponyatiya-dobro-i-zlo-
http://rikipedia.narod.ru/15.2.htm
http://www.wisdoms.ru/41.html
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5
http://megabook.ru/article/Ворон,+ворона+(символ)
Рисунки учеников 4в класса