Слайд 1
Выступление
на заседании ШМО учителей начальных классов на тему
«Проектная деятельность
как средство развития познавательной активности младших школьников»
Работу выполнила учитель начальных классов МАОУ «Город дорог» Кардапольцева Людмила Владимировна
Слайд 2Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние
Слайд 3Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте
дети еще не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру
Слайд 4Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер,
является проектное обучение:
имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
-приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков
Слайд 5Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии
Слайд 6Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского
поиска, становится важнейшей задачей современного образования
Слайд 7Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим
фундамент дальнейшего овладения ею
Слайд 8Включение младших школьников в проектную деятельность учит их :
размышлять;
Прогнозировать;
Предвидеть;
формирует
адекватную самооценку.
Повышает их познавательную активность
Слайд 9Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно
Важно ставить вместе с младшими
школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями
Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»
Слайд 10От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать»
ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»
Слайд 11Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
-
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
Слайд 12- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы;
использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела)
Слайд 13Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение
спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- оценочно-самооценочный.
Слайд 14Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления
дети приобретают богатый опыт совместной деятельности
Слайд 15Проектная деятельность в начальной школе чаще других, предполагает групповую форму работы.
При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.
1. Погружение в проект.
Выбираются и формулируются проблемы. Например: «Что у нас над головой и что у нас под ногами?», «Откуда берутся снег и лед?», «Где живут белые медведи и слоны?», «Почему солнце светит днем, звезды – ночью, а на Луне не живут люди?»
Выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.
2. Организационный.
Организуются группы, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы.
Слайд 163. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, изучение теоретических положений и практических действий,
сбор данных.
4. Обработка и оформление результатов.
Ребята представляют свой найденный способ решения проблемы. Это могут быть сообщения, сочинения, рисунки, результаты наблюдений, опытов и т. д.
5. Обсуждение полученных результатов.
Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы. Итогом служит рефлексия, самооценка проделанной работы.
Слайд 17Нужно прививать интерес к познанию нового у каждого школьника.
Включая в
свою работу организацию проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе