Слайд 1Коррекционная работа
на уроках литературного чтения
Учитель
начальных классов ЦДО
Карлова Елена Дмитриевна
2016
Слайд 2В. А. Сухомлинский
«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного
умственного труда… Плохое чтение – как грязное окно, через которое ничего не видно…»
Слайд 3Чтение включает в себя
4 основных качества:
беглость,
правильность,
осознанность,
выразительность
Слайд 6Чтение похожих слов
Чтение моделей слов
перед чтением текста
тряс-ти
трясти
проч-ти прочти
про-чи-тай прочитай
за-ду-мал-ся задумался
Слайд 7Послоговая разбивка слов
из двух прямых открытых слогов (рано, мама);
из обратного и
прямого слога (окна);
из трехбуквенного закрытого слога и одной буквы (урок);
трехбуквенный закрытый слог и прямой открытый слог: СГС + ГС; ГС + СГС (назад,)
двусложные слова из трехбуквенных закрытых слогов: СГС + СГС (волков);
трехсложные слова, состоящие из одной буквы, прямого открытого и трехбуквенного закрытого слога: Г + СГ + СГС; СГС + СГ + Г (увидал, черная);
трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ + СГ + СГ (молоко);
трехсложные слова, состоящие из двух прямых открытых слогов и трехбуквенного закрытого слога: СГ + СГ + СГС; СГ + СГС + СГ (вытащить, корешки);
трехсложные слова, состоящие из прямого открытого слога и двух трехбуквенных слогов: СГС + СГС + СГ; СГС + СГ + СГС (собрался, поднимет);
четырехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: Г + СГ + СГ + СГ; СГ + СГ + СГ + Г (увидели, хорошая);
четырехсложные слова, состоящие из прямых отрытых слогов: СГ + СГ + СГ + СГ (закатали).
Слайд 8Приемы работы
по формированию беглого чтения:
индивидуальное и совместное чтение слов, чтение-соревнование;
многократность
прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям);
чтение текста и разделение его на части, составление плана;
речевая разминка
Слайд 9Приемы работы
над правильностью чтения:
приём наращивания:
но ноп кноп
кнопки
ре реп креп скреп скрепки
а
ла
кла
склад
ко
коты
котики
колобок
коловорот
Слайд 10Приемы работы над правильностью чтения:
привлечение внимания к словам, различающимся по буквенному
составу, объяснение учениками значения слов:
вы-дох вдох , облетел облетал.
привлечение внимания к морфемному составу слова, объяснение лексического значения:
за-сы-пать жёл-та-я по-жел-тев-ша-я
на-сы-пать хрус-тит хруст-ка-я
по-сы-пать со-сед со-сед-ска-я
Слайд 11Упражнения для формирования правильности чтения
1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
чтение
по заданию;
эстафета цепочкой;
выборочное чтение;
чтение по ролям;
речевые зарядки (пятиминутки), предваряющие чтение текста.
Слайд 12Упражнения для формирования правильности чтения
2. Использование различных игровых приемов:
ребусы (буквы, картинки
+ апостроф);
кроссворды (по теме занятий);
зашифрованные слова;
cловесные лабиринты;
приём «Кодирование»:
Слайд 13Муравьишка.
Солнышко уже за лес спускалось . Муравей есл на
сухой токлис . Дунул терве . Упал листок с кивет . Несёт ветер токлис через лес в ревденю . Муравей чуть виж от страха . Листок упал на гул за деревней . Он упал на менька . Муравей шибу лапку . Вот беда .
Переставь буквы местами так,
чтобы получились слова. Прочитай текст.
Слайд 14Упражнения для формирования правильности чтения
«Перевертыши»:
слова с «зашумлением»:
загадки деда Буквоеда:
Подх_атил _учей мой
ко_аблик и понё_ его . К_угом во_ны кип_т , подбрасыва_т его , из сто_оны в сто_ону кида_т . Я рядом с ним бегу .
Слайд 15Упражнения для формирования правильности чтения
3. Игры на чтение:
"Будь внимательным" (в таблице
сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
"Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
"Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников);
Слайд 17Упражнения для формирования правильности чтения
4. Отражённое чтение (читает учитель, ученики повторяют).
5.
Хоровое чтение (учитель- ученики).
6. Чтение с продолжением (учитель начинает, ученики продолжают).
Слайд 18Формирование осознанности чтения:
работа над эпитетами, сравнениями, олицетворениями, фразеологизмами;
анализ изобразительных средств художественного
произведения;
анализ текста;
закрепление содержания прочитанного текста;
составление различных видов планов;
пересказ;
обобщающие беседы;
работа с толковым словарём;
использование наглядности (презентации)
Слайд 19Задания, связанные с лексической работой над словом:
1. Разбор значений слов-синонимов:
стеречь - охранять,
караулить, сторожить.
2.Разбор значений слов- антонимов:
Веселый - грустный (рассказ).
3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста или частей текста.
а) Найди ошибку:
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Слайд 20Выразительность речи:
тон и сила голоса,
тембр высказывания,
ритм и темп речи (убыстрение и
замедление),
паузы (остановки, перерывы речи),
мелодика тона (повышение и понижение голоса),
логические ударения,
эмоциональность (в нужных случаях).
Слайд 21Приемы работы над выразительностью чтения:
использование аудиозаписи литературного произведения;
упражнения на
логическое ударение:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
упражнения на соблюдение пауз:
Тот герой кто за Родину горой.