Слайд 1Педагогическая диагностика в образовательном процессе ДОУ
Слайд 2педагогическая диагностика
система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий,
позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования
Слайд 3Цели педагогической диагностики
Для педагога-практика целью (преимущественно) является изучение особенностей
развития ребенка, контекста его социокультурного опыта, - для составления прогноза развития и выбора эффективного подхода к организации взаимодействия с дошкольником.
Слайд 4предмет педагогической диагностики
особенности сформированности социокультурного опыта ребенка, в том числе и
особенности его индивидуальной субкультуры;
результаты воспитания, обучения, образования, т.е. воспитанность, обученность, образованность, компетентность дошкольника;
личностные и субъектные проявления ребенка, развивающиеся под влиянием условий педагогического процесса - его интересы, склонности, избирательность, продуктивность, деятельностная умелость и т.д.;
особенности поведения ребенка в ситуациях познания, преобразования и взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 5Принципы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.
Результаты диагностики - конфиденциальная информация. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок
Слайд 6Виды педагогической диагностики
Основная
Промежуточная
Опреативная
Слайд 7Основная диагностика
Задача - выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности
и тенденции развития (прогноз развития).
Основной метод - включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. .
Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. :
основная первичная диагностика (сентябрь)
Цель - выявляются стартовые условия (исходный уровень развития),
определяются достижения ребенка этому времени, а также проблемы развития
Результат - определяются задачи работы и
проектируется образовательный маршрут ребенка на год
основная итоговая диагностика (май)
оценивается степень решения сотрудникам детского сада поставленных
задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования
педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
Слайд 8Промежуточная диагностика
Задача - оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования,
выявление динамики развития
Основной метод - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
Результат - По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс
может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.
Слайд 9Оперативная диагностика
проводится по мере необходимости в рамках образовательной работы, не требует
сложного инструментария и помогает воспитателю в выборе верной тактики взаимодействия с детьми
Задача - оценка качества решения текущих частных задач.
Формы проведения - диагностическое занятие, несложная экспериментальная ситуация, беседа и др.
Слайд 10Рекомендации по проведению диагностики
1. определение цели
2. определение показателей, по которым будет
проводиться
оценка результатов диагностики (идеальный результат).
(отражены в психолого-педагогической литературе и образовательной
программе)
определение методов педагогической диагностики
Зависит от цели диагностирования
Слайд 11Необходимый материал:
Отрывной блокнот на липкой основе небольшого формата
Карандаш или ручка для
записи
Большой лист-экран (можно расчертить ватман), на который воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота
Описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы)
Критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика
Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Слайд 12Этапы первичной диагностики
III этап – окончательный диагноз
Метод – Экспертных оценок (обобщение
данных их сравнение, сопоставление)
Участвуют все педагоги, работающие с ребенком .
I этап (длится около двух недель) – первичный диагноз
Метод - наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности
Результат - примерное представление об особенностях развития ребенка.
II этап (по времени 1-2 недели) – уточняющий диагноз
Метод - дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты
Результат – проводится выборочно, не со всеми детьми группы и в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его .
Слайд 13Результаты диагностики:
диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю
диагностики для каждого ребенка.
Цвет можно выбирать произвольно. Мы предлагаем выбрать цвета светофора:
зеленый: показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;
желтый - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво. Требуется поддержка ребенка в данном проявлении;
красный: показатель почти не проявляется. Необходима помощь ребенку в данном направлении.
Слайд 14Проектирование педагогического процесса по результатам педагогической диагностики
На основе диагностики воспитатель
ставит цели педагогической деятельности. Для постановки целей надо сформулировать ответ на три вопроса:
В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?
Чего мы хотим достичь за несколько недель? (будьте
конкретными и реалистичными в постановке задач)
Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений (определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье).
Слайд 15Диагностика социального развития детей раннего возраста
Цель: изучение особенностей личностно-социального развития детей
третьего года жизни.
Задачи диагностики:
Изучение особенностей личностно-социального развития ребенка третьего года жизни.
Определение своеобразия взаимодействия в педагогическом процессе в группах раннего возраста дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 16Метод естественного наблюдения за детьми и их проявлениями во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками.
Цель наблюдения: изучение личностно-социальных проявлений ребёнка в условиях взаимодействия со значимым взрослым и сверстником.
Общие рекомендации по организации: в ходе естественного наблюдения за ситуациями взаимодействия детей раннего возраста с воспитателем и сверстниками отмечаем в бланке степень выраженности, тех или иных проявлений
Критерии оценки: показатель ярко выражен — 2 балла; умеренно выражен - 1 балл; не выражен - 0 баллов.
Слайд 17Бланк наблюдения за ситуациями взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками
Слайд 18Метод создания индивидуального профиля социального развития ребенка по результатам длительного наблюдения
Цель
наблюдения:определение индивидуального профиля социального развития ребенка третьего года жизни.
Общие рекомендации по организации: в ходе естественного наблюдения за ситуациями взаимодействия детей раннего возраста с воспитателем и сверстниками, необходимо отмечать в бланке степень выраженности, тех или иных проявлений в соответствии показателям. Для этого в таблице следует отметить то место на шкале, которое, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребёнка.
После заполнения таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате педагог может наглядно представить, в сторону каких полюсов (положительных или отрицательных) смещён профиль. Данный профиль могут создать как воспитатели, так и родители воспитанников, в соответствии со своими наблюдениями за детьми в условиях взаимодействия в семье.
Слайд 19Экспресс-диагностика игровой деятельности (О.В.Солнцева)
Цель – выявление уровня освоения ребенком
игровой деятельности деятельности, определение субъектных проявлений ребенка в речевой деятельности. Установление возрастной соотносительной нормы речевого развития ребенка
Метод –
наблюдение за самостоятельными играми детей
диагностические ситуации
Слайд 20Параметры наблюления
Интерес к игровой деятельности (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон
игры)
Предпочитаемые виды и сюжеты детских игр;
Предпочитаемые игрушки;
Продолжительность игр;
Разнообразие сюжетов;
Предпочитаемые роли;
Наличие устойчивых игровых коллективов, отношения внутри коллективов;
Индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности (любит сочинять сюжеты, разыгрывать роли, организовывать игры)
Слайд 21Диагностические ситуации:
Ранний возраст:
«Кукла спать хочет. Я ее уложу баю-бай. И зайка
спать хочет. Уложи его»
Включение в игру 2 взаимосвязанных ситуаций «сварить кашу – покормить куклу». Воспитатель подхватывает игровые действия ребенка и вовлекает его в продолжение игрового действия («Я покормлю, а ты уложи»)
Поиск предметов-заместителей («К Маше пришли гости, а ложек на всех не хватает. Где взять ложки?»)
Разыгрывание сюжетных ситуаций («Поездка на автобусе, прогулка по лесу, угощение мороженным» с включением воображаемых действий ребенка (облизывание мороженого)
«Купание куклы», разговор с ребенком от имени куклы
Слайд 22Фиксация и анализ результатов диагностики
Результаты фиксируются в диагностических картах