Слайд 1Застенчивые дети
Совместная работа педагога-психолога и воспитателя.
Слайд 2Застенчивость -
РЕЗУЛЬТАТ РЕАКЦИИ НА ЭМОЦИЮ СТРАХА, КОТОРАЯ ВОЗНИКАЕТ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ВПОСЛЕДСТВИИ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ.
Слайд 3Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое
чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, нерешительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.
Слайд 4Портрет застенчивого ребенка:
Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону,
в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы.
Ребенок готов спрятаться куда угодно, только бы его не трогали. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками.
В более тяжелых случаях ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать…
Слайд 5Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда –
желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.
Слайд 6Застенчивость у детей возникает наряду с низкой самооценкой. Хотя, застенчивым детям
под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки - чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют.
Слайд 7Застенчивость генетически обусловлена.
Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются
друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Дети с необычайно чувствительной нервной системой все принимают близко к сердцу. Соответственно вырабатывается чрезвычайно осторожный подход ко всему и постоянная готовность отступить.
Источники застенчивости у детей дошкольного возраста
Слайд 8Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения.
Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети скорее всего вырастут застенчивыми.
Слайд 9Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:
Нахождение в центре внимания большой группы людей, например
выступление на утреннике
Более низкий статус, чем у окружающих
Ситуации, которые требуют уверенности в себе
Новые обстоятельства
Ситуации, требующие оценки
Слабость, необходимость помощи
Нахождение в центре внимания небольшой группы людей
Необходимость деятельности в ограниченном кругу людей
Слайд 10
Застенчивые дети всегда сильно волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-то действия
в незнакомых обстоятельствах, где имеют место критические высказывания других людей, которые излишне требовательные и влиятельные.
Слайд 11Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка.
Главным образом, условия целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми.