Презентация, доклад для воспитателей по речевому развитию Игры в карты Проппа

Содержание

Владимир Яковлевич Пропп28 апреля 1895г -22 августа 1970гВладимир Пропп – российскийи советский ученый филолог –фольклорист. Он получилмировое признание, являлсяосновоположникомсравнительно –технологического метода вфольклористике, одним изосновоположников современнойтеории текста.

Слайд 1

Игра в карты Проппа
как средство развития речи
старших дошкольников.

Игра в карты Проппакак средство развития речистарших дошкольников.

Слайд 2Владимир Яковлевич Пропп
28 апреля 1895г -22 августа 1970г
Владимир Пропп – российский
и

советский ученый филолог –
фольклорист. Он получил
мировое признание, являлся
основоположником
сравнительно –
технологического метода в
фольклористике, одним из
основоположников современной
теории текста.
Владимир Яковлевич Пропп28 апреля 1895г -22 августа 1970гВладимир Пропп – российскийи советский ученый филолог –фольклорист. Он получилмировое

Слайд 3Овладение родным языком, речевое
развитие является одним из самых
важных преобразований ребенка в
дошкольном

возрасте и
рассматривается в современном
дошкольном образовании как общая
основа воспитания и обучения детей.
В соответствии с принятием ФГОС раздел
«Речевое развитие» выделен в
отдельную образовательную область,
которая включает в себя развитие
связной речи, грамматически
правильной диалогической и
монологической речи, развитие
речевого творчества. На сегодняшний
день существует много методик, с
помощью которых, можно регулировать
процесс развития речи у детей, одной из
них является наглядное моделирование.
Овладение родным языком, речевоеразвитие является одним из самыхважных преобразований ребенка вдошкольном возрасте ирассматривается в современномдошкольном образовании как

Слайд 4


Что такое карты ПРОППА?
Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру
русских народных

сказок и выделил в них набор постоянных
структурных элементов, или функций. При помощи карт Проппа
можно легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на
функции. Это поможет ребенку лучше усвоить содержание сказки и
облегчит пересказ.
Каждая из представленных в сказке функций помогает ребенку
разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что ребенок выступает
не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является
энергетическим центом творческой деятельности, создателям
оригинальных литературных произведений.
Так как Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с
волшебными сказками.
Что такое карты ПРОППА?Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структурурусских народных сказок и выделил в них набор

Слайд 5Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа

решает следующие задачи:

 Расширяется и активизируется словарный запас детей,
совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
 Развивается наглядно-образное и формируется словесно-логическое
мышление.
 Развивается интерес к художественной литературе, как образцу
речи
 Способствует повышению поисковой активности.
 Воспитывается человечность: способность переживать судьбу
сказочных героев
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа решает следующие задачи: Расширяется и активизируется

Слайд 6Основные мотивы, выделенные
исследователем Проппом.

1. Жили – были. Создаем сказочное
пространство. (Каждая сказка

начинается с
вводных слов)
2. Особое обстоятельство (кто-то умер, солнце
исчезло и т.д.)
3. Запрет (не открывай оконце, не пей водицы и
т.д.)
4. Нарушение запрета (выглянул в оконце, выпил
водицы)
5. Герой покидает дом (отправляется в путь,
превращается в козлика)
6. Появление друга – помощника (старичок-
лесовичек, кот в сапогах)
Основные мотивы, выделенныеисследователем Проппом.1. Жили – были. Создаем сказочноепространство. (Каждая сказка начинается свводных слов)2. Особое обстоятельство (кто-то

Слайд 7
7. Способ достижения цели (ковер-самолет,меч-
кладенец)
8. Враг начинает действовать (змей похищает
царевну, колдунья

отравляет яблоко)
9.Одержание победы (разрушение злых чар,
уничтожение врага, победа в
состязании.)
10. Преследование (гуси-лебеди, Змей
Горыныч)
11. Герой спасается от преследования
(прячется от преследования,
превращается в кого-либо)
12. Даритель испытывает героя ( дает
задание: старушке нужна помощь)

7. Способ достижения цели (ковер-самолет,меч-кладенец)8. Враг начинает действовать (змей похищаетцаревну, колдунья отравляет яблоко)9.Одержание победы (разрушение злых чар,уничтожение

Слайд 813. Герой выдерживает испытание
дарителя
14 .Получение волшебного средства
15.Отлучка дарителя (баба-яга отпускает с

миром, волшебник исчезает)
16. Герой вступает в битву с врагом
17. Враг оказывается поверженным (побеждает в бою, в состязании,
изгоняет при помощи хитрости)
18. Героя метят ( дают особый
предмет: кольцо, наносится
метка на тело)
13. Герой выдерживает испытаниедарителя14 .Получение волшебного средства15.Отлучка дарителя (баба-яга отпускает с миром, волшебник исчезает)16. Герой вступает в

Слайд 919. Герою дают очень сложное
задание (достать перстень со
дна моря, принести то

не знаю
что)
20. Герой исполняет задание
21. Герою дается новый облик
(погружение в кипящее молоко)
22. Герой возвращается домой
23. Героя не узнают дома (внешние изменения наведенного заклятия)
24. Появляется ложный герой( то есть тот, кто выдает себя за героя)
19. Герою дают очень сложноезадание (достать перстень содна моря, принести то не знаючто)20. Герой исполняет задание21. Герою

Слайд 1025. Разоблачение ложного
героя
26. Узнавание героя
(обнаруживается
подмена)
27. Счастливый конец ( пир
на весь мир,

свадьба да
пол царства в придачу)
28. Мораль. (какой вывод
можно сделать из
случившийся истории)
25. Разоблачение ложногогероя26. Узнавание героя(обнаруживаетсяподмена)27. Счастливый конец ( пирна весь мир, свадьба дапол царства в придачу)28. Мораль.

Слайд 11Целесообразность карт Проппа
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество

информации.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
 
Целесообразность карт ПроппаНаглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.Представленные в картах функции являются обобщенными

Слайд 12
Этапы работы с картами Проппа
1 ЭТАП: познакомить детей со сказкой как

жанром литературного
произведения. Объяснить общую структуру сказки:
 Присказка, зачин (приглашение в сказку);
 Повествование;
 Концовка сказки ( возвращение слушателя в реальную
действительность)
2 ЭТАП: подготовительные игры
3 ЭТАП: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием
карт Проппа;
4 ЭТАП: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
5 ЭТАП: на этом этапе можно попробовать самим сочинять
сказки, используя карты Проппа.
Этапы работы с картами Проппа1 ЭТАП: познакомить детей со сказкой как жанром литературногопроизведения. Объяснить общую структуру сказки:

Слайд 13«Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью

чего осуществляется превращение, волшебство.
«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
«Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
«Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
«Решение сказочных задач»
«Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

2 этап: Подготовительные игры

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.«Волшебные слова» или

Слайд 14На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и

«выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

«Кот, петух и лиса»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.


Cобирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.


Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем

Слайд 15
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила

и понесла. Петушок испугался, закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.


С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: —

Слайд 16На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
 
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы

Слайд 17На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и т.д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводятся новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т. д. В конце - концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем,

Слайд 18Последовательность знакомства с картами

Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны

быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение.
Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей). А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию,  и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.
Последовательность знакомства с картамиИзготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и

Слайд 19   Результат:
– умение определять жанр произведения;
– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;
– выстраивать схему содержания, опираясь, на карты Проппа;
  – уверенно манипулировать картами;
 – чувствовать красоту и образность родного языка.
   Результат: – умение определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки; –

Слайд 20ИГРА «ПРИМЕНИ СИМВОЛ К СКАЗКЕ»

ИГРА «ПРИМЕНИ СИМВОЛ К СКАЗКЕ»

Слайд 21Игра «Найди пару»

Игра «Найди пару»

Слайд 22Игра «Назови сказку»

Игра «Назови сказку»

Слайд 23Игра «Волшебный клубок»

Игра «Волшебный клубок»

Слайд 24Игра »Добрый- злой»

Игра »Добрый- злой»

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть