Презентация, доклад для воспитателей по формированию представлений о времени

Содержание

АктуальностьУмение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Слайд 1Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений Выполнила Воспитатель МБДОУ д/с № 24

«Полянка» г. Кстово Быстрова Г. В.
Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений  Выполнила  Воспитатель МБДОУ д/с № 24 «Полянка» г.

Слайд 2Актуальность
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными

видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

АктуальностьУмение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так

Слайд 3Время происходит от «веремя» - вращение
Время как объективная реальность характеризует длительность

и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность и периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.
Время происходит от «веремя» - вращениеВремя как объективная реальность характеризует длительность и темп протекания реальных процессов, а

Слайд 4Время – это направленная величина (вектор)
Определение времени опирается на общепринятую систему

мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.
Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее («сейчас»), которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.
Время – это направленная величина (вектор)Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час,

Слайд 5Факторы влияющие на восприятие времени:
вид и содержание деятельности
эмоциональное состояние

ребенка
возраст детей
индивидуальные особенности детей
Факторы влияющие на восприятие времени: вид и содержание деятельности эмоциональное состояние ребенкавозраст детейиндивидуальные особенности детей

Слайд 6Значение развития временных представлений у дошкольников
Детям уже в раннем возрасте жизненно

необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
планировать деятельность во времени (сначала — потом);
менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
правильно обозначать в речи временные понятия;
определять время по часам;
измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

Значение развития временных представлений у дошкольниковДетям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:планировать

Слайд 7
Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

Слайд 8Младший возраст
Употреблять в речи слова, обозначающие временные промежутки, ребенок начинает примерно

в 1,5 года. Наиболее доступными для них являются слова, обозначающие временные отношения – сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро.
Однако им не всегда понятны такие слова как теперь-сейчас и сегодня-вчера-завтра, так как они носят относительный характер, т.е. конкретный момент реальности на который они указывают непрерывно передвигается.
Младший возрастУпотреблять в речи слова, обозначающие временные промежутки, ребенок начинает примерно в 1,5 года. Наиболее доступными для

Слайд 9Средний возраст
Временные представления детей 3-5 лет носят конкретный характер. Причем для

конкретизации временных промежутков дети используют любые факты, которые в их личном опыте оказались связанными с этими временными промежутками (утро, когда просыпаемся, завтракаем, идем в детский сад и т.п.)
Средний возрастВременные представления детей 3-5 лет носят конкретный характер. Причем для конкретизации временных промежутков дети используют любые

Слайд 10Старший возраст
У 5-6 летних детей развивается познавательный интерес к различным особенностям

понятия времени. Ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
У детей 6-7 лет складываются неточные, отрывочные представления о календарном времени. Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев и дней недели объясняется разным содержанием деятельности, эмоцио-нальных переживаний, отчего одни месяцы и дни недели запоминаются лучше других. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, находятся вне системы временных отношений.
Старший возрастУ 5-6 летних детей развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Ребенка интересуют длительность того

Слайд 11Программные задачи по формированию временных представлений
В младшей группе воспитатель уточняет

и конкретизирует знания детей о частях суток, формирует умение распознавать и называть эти части суток.
В средней группе эти знания углубляют, расши-ряют и дают представление о последовательности частей суток.
В старшей и подготовительной группах воспитатель знакомит детей при помощи календаря с неделей, месяцем и годом. Также в старшем дошкольном возрасте у детей развивают чувство времени.
Программные задачи по формированию временных представлений В младшей группе воспитатель уточняет и конкретизирует знания детей о частях

Слайд 12Методика формирования у детей временных представлений

Методика формирования у детей временных представлений

Слайд 13Ознакомление с частями суток
Сутки – это продолжительность оборота земного шара

вокруг своей оси.
Сутки как единица измерения времени имеет определенную количественную характеристику – 24 часа, поэтому время измеряется сутками и это первая естест-венная единица измерения времени с которой знакомятся дети.
Ознакомление с частями суток Сутки – это продолжительность оборота земного шара вокруг своей оси. Сутки как единица

Слайд 14Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Такое деление,

с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.Такое деление, с одной стороны, связано с объективными

Слайд 15Вторая младшая группа
В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать

словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток, конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Дети учатся отвечать на вопросы:

Что? - Что делают утром (днем, вечером, ночью)?

Когда? – Когда это бывает?

Вторая младшая группаВ этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.Конкретным определителем

Слайд 16Фрагмент 1
Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.


Ход:
Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)
Когда мы делаем зарядку? (Утром.)
А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)
А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)
Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спо­койной ночи, малыши»...)
Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)
После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 1Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток. Ход:Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает

Слайд 17Фрагмент 2
Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:
Найдите и покажите картинку

с изображением утра?
Что ты видишь на своей картинке?
Когда это бывает?

Фрагмент 2Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:Найдите и покажите картинку с изображением утра?Что ты видишь на

Слайд 18Для закрепления знаний детей можно использовать:
чтение отрывков из стихотворений, в

которых описываются характерные для частей суток практические действия
игры-загадки «Когда это бывает?»
словесные игры «Назови пропущенное слово» (например, «Мы завтракаем утром, а обедаем - …?»).
Одновременно с этими следует обращать вни-мание детей на наиболее заметные природные особенности частей суток (утром – светло, днем – ярко светит солнце, вечером – темно, ночью – взошла луна, на небе светят звезды).
Для закрепления знаний детей можно использовать: чтение отрывков из стихотворений, в которых описываются характерные для частей суток

Слайд 19Средняя группа
Дети закрепляют название частей суток, у них углубляются и расширяются

пред-ставления об этих отрезках времени, детей знакомят с последовательностью частей суток и дают первоначальное понятие о них, вводят термин «сутки». Детям показывается сменяемость трех суток, объясняется значение слов «сегодня, завтра, вчера».
Средняя группаДети закрепляют название частей суток, у них углубляются и расширяются пред-ставления об этих отрезках времени, детей

Слайд 20Упражнения:
показ отдельных картинок, на которых изображено конкрет-ное время: школьники идут утром

в школу, люди выходят вечером из театра и т.д. Детям предлагается назвать, когда это бывает;
показ серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (взрослые идут с работы, дети дома играют, смотрят телевизор и т.п.), дети должны рас-сказать, что изображено на картинках, и назвать часть суток;
детям предлагается самим выбрать из набора картинок те, на которых нарисовано, то, что бывает, например, днем (утром и т.д.);
показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, на основе игр Ф.Н. Блехер – игр-путешест-вий в утро, день, вечер и ночь («Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице вечером и во время нашего путешест-вия будем смотреть, кто что делает вечером и т.д.»).
Упражнения:показ отдельных картинок, на которых изображено конкрет-ное время: школьники идут утром в школу, люди выходят вечером из

Слайд 21Пословицы и поговорки
Взойдет солнце ясное – прощай, светел месяц.
Солнце встанет, так

и утро настанет.
Утро вечера мудренее.
Встать пораньше да шагнуть подальше.
За темной ночью – светлый день.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
День да ночь – сутки прочь.
Пословицы и поговоркиВзойдет солнце ясное – прощай, светел месяц.Солнце встанет, так и утро настанет.Утро вечера мудренее.Встать пораньше

Слайд 22Объективные показатели, символизирующие время
положение солнца,
степень освещенности земли,
цвет неба и

др.
Объективные показатели, символизирующие времяположение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.

Слайд 23Утро
День

УтроДень

Слайд 24Вечер
Ночь

ВечерНочь

Слайд 25Виды деятельности

Введение условных обозначений – цветовых символов:

утро

день вечер ночь
Виды деятельностиВведение условных обозначений – цветовых символов:   утро     день

Слайд 26Упражнения с использованием цветовых символов
по символу отобрать те картинки, на которых

нарисовано утро, день, вечер, ночь
по картинке определить время суток и поднять соответствующий квадрат-символ
Последовательность частей суток
Необходимо учить детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета.
Например, после выяснения того, что бывает днем, спросить: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Закончился вечер. Что наступит после вечера?».
Дидактические игры
«Назови соседей»
«Назови все части суток»
Упражнения с использованием цветовых символовпо символу отобрать те картинки, на которых нарисовано утро, день, вечер, ночьпо картинке

Слайд 27«Сегодня», «вчера», «завтра»
Знакомство детей с данными словами целесообразно связать с каким-нибудь

эмоционально окрашенным для детей событием, о котором три дня напоминается детям.

Пословицы и поговорки
Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь.
Ищет вчерашний день.
День сегодняшний – ученик вчерашнего.
Завтрашний день всегда впереди.
У завтра нет конца.
«Сегодня», «вчера», «завтра»Знакомство детей с данными словами целесообразно связать с каким-нибудь эмоционально окрашенным для детей событием, о

Слайд 28Ознакомление с календарем
Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность

которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах.
Ознакомление с календарем Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых

Слайд 29Работа с календарем позволяет определить
С какого числа, месяца, дня недели начался

Новый год
Какое сегодня число, день недели, месяц
Сколько дней осталось до … (субботы, праздника и т.п.)
Когда наступит следующий месяц и как он будет называться
Сколько дней в неделе
Как называется первый (второй, третий и т.д.) день недели (месяц)
Какой день предшествует данному и какой следует за ним
Сколько дней и сколько недель в конкретном месяце
С какого дня недели начинается каждый месяц
Сколько месяцев в году
Сколько месяцев прошло с начала года
Как называется последний месяц в году и т.п.
Работа с календарем позволяет определитьС какого числа, месяца, дня недели начался Новый годКакое сегодня число, день недели,

Слайд 30Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает
освоение ребенком умения измерять время, пользуясь

общепринятыми приборами времени
овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности
осознание зависимости между единицами измерения времени
Овладение знаниями о календарных эталонах предполагаетосвоение ребенком умения измерять время, пользуясь общепринятыми приборами времениовладение знанием временных эталонов,

Слайд 31Знакомство с календарем (по Ф.Н. Блехер)
Осуществляется с помощью проведения основ-ных 4

занятий для детей старшей и подготови-тельной групп, на которых сообщаются необхо-димые сведения о временных эталонах, связанных с календарным временем.
Усвоение и дальнейшее закрепление получен-ных знаний следует производить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Знакомство с календарем  (по Ф.Н. Блехер)Осуществляется с помощью проведения основ-ных 4 занятий для детей старшей и

Слайд 32Модель календаря

Модель календаря

Слайд 33Старшая группа
Первое занятие проводится в последних числах декабря.
Ознакомительная беседа:
Какой праздник

будем отмечать?
Какого числа наступит новый год?
Первое января – первый день нового года. Первое – это число, а января – это название месяца. Какой будет день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать?
Что такое календарь?
Какие календари бывают?
У кого дома есть календарь?
Зачем дома нужен календарь?
Затем детей знакомят с моделью календаря и учат ею пользоваться.
Старшая группаПервое занятие проводится в последних числах декабря.Ознакомительная беседа: Какой праздник будем отмечать? Какого числа наступит новый

Слайд 34Последовательность обучения в течение недели
Выучивают названия дней недели по порядку, связывая

со своей деятельностью.
Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник — первый;
Вторник — второй;
Среда — третья (средняя);
Четверг — четвертый;
Пятница — пятая;
Суббота — шестая;
Воскресенье — седьмое.

Последовательность обучения в течение неделиВыучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.Ежедневно называют, какой день

Слайд 35Стихотворения
В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач. Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения.
СтихотворенияВ понедельник я стирала,            Пол во

Слайд 36Физминутки

Физминутки

Слайд 37Старшая группа
Второе занятие проводится через неделю.
На этом занятии уточняются представ-ления о

календаре, о количестве дней в неделе, названия дней недели связыва-ются с их порядковым номером, все листы из нижнего ряда в модели календаря собираются: прошла уже неделя. Собранные листы кладут в соответствующее отделение.

Третье занятие проводится в первых числах февраля.
На этом занятии уточняются представления детей о неделе, о названии дней недели, формируются представления о месяце.

В последующем каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Старшая группаВторое занятие проводится через неделю.На этом занятии уточняются представ-ления о календаре, о количестве дней в неделе,

Слайд 38Старшая группа
Третье занятие проводится в первых числах февраля.
На этом занятии уточняются

представления детей о неделе, о названии дней недели, формируются представления о месяце.

В последующем каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Старшая группаТретье занятие проводится в первых числах февраля.На этом занятии уточняются представления детей о неделе, о названии

Слайд 39Подготовительная группа
Четвертое занятие проводится в конце декабря.
Это обобщающее занятие по календарю,

во время этого занятия уточняются представления детей о календарном годе (сколько месяцев в году, какие). Беседа проводится по тем же вопросам, что и на первом занятии в средней группе.
Подготовительная группаЧетвертое занятие проводится в конце декабря.Это обобщающее занятие по календарю, во время этого занятия уточняются представления

Слайд 40Упражнения на закрепление
назови месяцы зимы, лета, весны, осени
назови месяцы по

порядку, начиная с …
назови следующий за …
назови второй по счету месяц весны …
определи, сколько месяцев прошло с начала года
определи, когда наступит следующий месяц и как он будет называться
задачи типа: «Котенок родился в декабре. В каком месяце ему будет 6 месяцев?» и др.
Упражнения на закрепление назови месяцы зимы, лета, весны, осениназови месяцы по порядку, начиная с …назови следующий за

Слайд 41Загадки
Стоит дуб, на дубу 12 веток, На каждой ветке по 4 гнезда, В

каждом гнезде по 7 птенцов, У каждого птенца Одно крыло - белое, другое - чёрное.

Загадки	Стоит дуб, на дубу 12 веток, На каждой ветке по 4 гнезда, В каждом гнезде по 7

Слайд 42Пословицы и поговорки
Январю батюшке – морозы, февралю – метели.
Январь – году

начало, зиме середина.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль сечет зиму пополам.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль богат снегом, апрель – водой.
Апрель с водой, а май с травой.
В апреле земля греет.
Пословицы и поговоркиЯнварю батюшке – морозы, февралю – метели.Январь – году начало, зиме середина.Февраль – месяц лютый,

Слайд 43Пословицы и поговорки
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
Июль

– макушка лета.
Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься.
Август-батюшка заботой-работой мужика тешит.
В октябре ни на колесах, ни на полозьях.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Пословицы и поговоркиВ июле на дворе пусто, а в поле густо.Июль – макушка лета.Июль – хоть разденься,

Слайд 44Методика Т.Д. Рихтерман включает следующие основные моменты
ознакомление детей с длительностью 1,

3, 5 и 10 минут (используются секундомер, песочные часы, часы-конструктор);
обеспечение проживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;
обучение детей умению выполнять деятель-ность в указанный срок (за 1, 3, 5 минут), для этого оценивается длительность деятельности и регулируется темп ее выполнения.
Методика Т.Д. Рихтерман включает следующие основные моментыознакомление детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут (используются

Слайд 45Этапы развития чувства времени
1. Учить детей определять окончание

срока выполнения деятельности по песочным часам (дети выполняют задание за 1 минуту и контролируют время по одноминутным песочным часам).
Варианты заданий для детей
выложить из палочек различные узоры;
разложить палочки по 10 штук;
убрать палочки по одной в коробку;
нарисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам;
разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям) и сосчитать, сколько полосок нарезали;
снять с куклы одежду и рассказать, сколько вещей успели снять;
одеть куклу и рассказать, сколько вещей успели надеть;
самим одеться и подсчитать, сколько вещей успели надеть.

Этапы развития чувства времени  1. Учить детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (дети

Слайд 46Стихотворение
Бежит стремглав минута,
Минута коротка.
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,
Решение задачи…
И редкий

минерал,
Который до сих пор еще
Никто не открывал… (Н. Юрков)

СтихотворениеБежит стремглав минута,Минута коротка.Но за минуту можноНайти звезду, жука,Решение задачи…И редкий минерал,Который до сих пор ещеНикто не

Слайд 47Этапы развития чувства времени
2. Учить оценивать по представлению длительность интервала времени

в процессе деятельности.
Детям предлагается выполнить задания, описанные выше, но время выполнения действий они должны определить уже самостоятельно, без часов. Инструкция к выполнению заданий: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута закончилась, а я проверю и скажу, кто когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончается минута».
3. Учить детей планировать объем работы за указанный отрезок времени на основе имеющихся представлений о его длительности.
Дети самостоятельно выбирают объем работы, который можно успеть выполнить за 1 мин, отвечая на вопрос «Что ты успеешь сделать за 1 минуту?». Важно, чтобы ребенок сначала устно спланировал во времени объем работы, а затем практиче­ски выполнил его и оценил фактическую деятельность своей работы по песочным часам.
4. Учить детей переносить умение оценивать длительность временных промежутков в жизнь.
5. Учить детей умению определять время по часам с точностью до часа.



Этапы развития чувства времени2. Учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.Детям предлагается выполнить задания,

Слайд 48Основные пути развития у детей представлений о времени
специально организованные занятия по

ФЭМП
повседневная жизнь ребенка
Основные пути развития у детей представлений о времениспециально организованные занятия по ФЭМП повседневная жизнь ребенка

Слайд 49Средства развития у детей представлений о времени
наблюдения,
дидактические игры,
рассматривание

картинок, иллюстраций и моделей,
моделирование,
чтение художественных произведений
и т.п.
Средства развития у детей представлений о времени наблюдения, дидактические игры, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение

Слайд 50Наблюдение
Содержанием наблюдения является состояние природы, окружающей среды, виды и особенности деятельности

детей и взрослых в то или иное время суток и года.
НаблюдениеСодержанием наблюдения является состояние природы, окружающей среды, виды и особенности деятельности детей и взрослых в то или

Слайд 51Во время прогулок
У детей старшего дошкольного возраста можно спросить:
Какое

сейчас время суток?
Что говорит в природе о том, что сейчас утро (день, вечер)?
Где находится солнце на небе? (Высоко, низко)
Как оно светит?
Какого цвета утреннее (дневное, вечернее, ночное) небо?
На что похоже небо?
Когда бывает рассвет? А закат?
и др.
Во время прогулокУ детей старшего дошкольного возраста можно спросить: Какое сейчас время суток? Что говорит в природе

Слайд 52Беседы
проводятся на занятиях и вне их.
В процессе беседы педагог активизирует

личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся словами «что?» (Что делают дети утром?), «когда?» (Когда обедают?).
Беседыпроводятся на занятиях и вне их. В процессе беседы педагог активизирует личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся

Слайд 53Дискуссии
о различных категориях времени можно проводить со старшими дошкольниками.
В ней

воспитатель побуждает детей высказывать собственные суждения, мысли, точку зрения на проблему.
Дискуссиио различных категориях времени можно проводить со старшими дошкольниками. В ней воспитатель побуждает детей высказывать собственные суждения,

Слайд 54Темы дискуссии
«Сегодня и завтра»
«В прошлом (этом, будущем) году»
«День рождения»
«Взросление» и др.


Темы дискуссии«Сегодня и завтра»«В прошлом (этом, будущем) году»«День рождения»«Взросление» и др.

Слайд 55Рассматривание тематических картинок
На картинках должны быть изображены природные явления, действия

детей и взрослых, характерные для определенного отрезка времени.
Можно использовать произведения художни-ков: «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Утро» С. Чуйкова, «Последний луч» Н. Ромадина, «Зим-ний день в Седневе», «Лето», «Май», «Хлеб» Т. Яблонской, «Золотая осень» Н. Остроухова, а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.
Рассматривание тематических картинок На картинках должны быть изображены природные явления, действия детей и взрослых, характерные для определенного

Слайд 56Игры и упражнения в игровой форме
Выделяются:
дидактические (словесные, настольно-печатные, с предметами);


подвижные;
игры-инсценировки,
игры-путешествия и др.
Игры и упражнения в игровой форме Выделяются:дидактические (словесные, настольно-печатные, с предметами); подвижные; игры-инсценировки,игры-путешествия и др.

Слайд 57Словесные дидактические игры и упражнения заключаются в следующем
в назывании детьми пропущенного

слова или окончания предложения (Мы завтракаем утром, а обедаем…?);
в придумывании предложения с заданным словом (Я гуляю днем);
в перечислении различных определений (Какое бывает лето? Солнечное, яркое, жаркое и т.п.);
в нахождении общего понятия к частным (зима, весна, лето, осень – это …);
в определении о каком времени идет речь (Подрасту еще немного, стану в школу я ходить – будущее время и др.).
Словесные дидактические игры и упражнения заключаются в следующемв назывании детьми пропущенного слова или окончания предложения (Мы завтракаем

Слайд 58Настольно-печатные игры
«Кто когда спит?» (определяется кто спит днем, кто -

ночью)
Лото «Времена года» и др.
Настольно-печатные игры «Кто когда спит?» (определяется кто спит днем, кто - ночью)Лото «Времена года» и др.

Слайд 59Подвижные игры
В данных играх слова-названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов

могут служить сигналом для выполнения определенных движений или действий.
Существуют различные варианты игр с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению (утро-вечер, рано-поздно, зима-лето и т.д.); «Лови, бросай, дни недели (времена года, месяцы, части суток) называй», «Я начну, а ты продолжи» и др.
Подвижные игрыВ данных играх слова-названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных

Слайд 60Игры-инсценировки
В данных играх с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых

дети должны угадать, о каком времени идет речь, также сами могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов «Неделя, стройся», «Найди соседей», «День и ночь» и др.
Игры-инсценировкиВ данных играх с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени

Слайд 61Игры-«путешествия»
С детьми совершаются «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в

ночное (дневное, утреннее) время» - узнать, кто и где работает ночью (днем, утром), «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др.
Игры-«путешествия» С детьми совершаются «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (дневное, утреннее) время» - узнать,

Слайд 62Рисование и другие виды изобразительной деятельности
Темы для рисования, способствующие закреп-лению

временных представлений: «Зимнее небо», «Солнце встает», «Что я люблю делать днем (вечером, утром)», «Звездное небо», «Золотая осень» и др. Для лепки предлагаются такие темы, как: «Древние животные», «Игрушки через сто лет» и др., для конструирования - «Машина вре-мени», «Дом, который я построю для своих детей» и др., а для аппликации - «Мир будущего», «Мир прошлого» и др.
Рисование и другие виды изобразительной деятельности Темы для рисования, способствующие закреп-лению временных представлений: «Зимнее небо», «Солнце встает»,

Слайд 63Чтение художественных произведений и рассказывание
После чтения сказки Н. Подлесова «Трус-ливый огурчик»

задаются вопросы:
О чем говорится в сказке?
Перечислите героев сказки.
О какой части суток не говорится в сказке?


Чтение художественных произведений и рассказывание После чтения сказки Н. Подлесова «Трус-ливый огурчик» задаются вопросы:О чем говорится в сказке?Перечислите

Слайд 64Чтение художественных произведений и рассказывание
После чтения «Сказки о глупом мышон-ке» С.

Маршака у детей спрашивают:
О чем говорится в сказке?
Перечислите героев сказки.
Когда мышка пела песенку своему мышонку?
Чтение художественных произведений и рассказываниеПосле чтения «Сказки о глупом мышон-ке» С. Маршака у детей спрашивают:О чем говорится

Слайд 65Чтение художественных произведений и рассказывание
Прочтение «Сказки о вчерашнем дне» Е. Ильина

может сопровождаться вопросами:
О чем сказка?
Что в сказке сказочное, а что настоящее?
Как назывался день, который искал Сережа?
Почему Сережа его чуть не потерял?
Можно ли вернуть дни, которые прошли?
Чтение художественных произведений и рассказываниеПрочтение «Сказки о вчерашнем дне» Е. Ильина может сопровождаться вопросами: О чем сказка?Что

Слайд 66Чтение художественных произведений и рассказывание
Полезно практиковать рассказы детей о том, как

они провели выходной или другой день недели.
Детские рассказы не всегда отражают действительную последовательность событий, поэтому можно помочь ребенку, задав план рассказа: «Расскажи, что было вначале, что потом и чем закончился выходной день».
Чтение художественных произведений и рассказываниеПолезно практиковать рассказы детей о том, как они провели выходной или другой день

Слайд 67Модели и календари
– это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в

наглядной, условно-схематизированной форме.
Они предназначены для того, чтобы помочь детям легче освоить последовательность и зави-симость между разными временными категория-ми, глубже осмыслить их, прийти к познанию отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.
Модели и календари– это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Они предназначены для

Слайд 68Модели и календари
Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год.
Большую

роль в этом играет цвет. Цветовое решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток).
В некоторых случаях цвета подбираются услов-но, например, для обозначения дней недели мож-но взять цвета радуги.
Модели и календариМоделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветовое

Слайд 69Модель суток
Состоит из круга разделенного на четыре цветных части, каждая из

которых обозначает определенную часть суток: голубая – утро, желтая – день, серая – вечер, черная – ночь.
Модель сутокСостоит из круга разделенного на четыре цветных части, каждая из которых обозначает определенную часть суток: голубая

Слайд 70Модель суток

Модель суток

Слайд 71Модель недели
Можно использовать круговую модель: круг диаметром около 35 см, с

закреплен-ной в центре подвижной стрелкой и последовательно размещенными 7 разно-цветными кружками меньшего диаметра (около 8 см), на которых помещаются маленькие кружки числом от 1 до 7, обоз-начающие порядковый номер каждого дня недели.
Модель неделиМожно использовать круговую модель: круг диаметром около 35 см, с закреплен-ной в центре подвижной стрелкой и

Слайд 72Модель недели

Модель недели

Слайд 73Модель года
Символом года и его сезонов может быть большой круг, разделенный

на четыре равных сектора и окрашенный в определен-ные цвета: белая часть – зима, зеленая часть – весна, красная часть – лето, желтая – осень. Каждый из четырех секторов делится на три равные части по числу месяцев. В центре круга также помещается подвижная стрелка.
Модель года	Символом года и его сезонов может быть большой круг, разделенный на четыре равных сектора и окрашенный

Слайд 74Модель года

Модель года

Слайд 76Объемные модели
Они соединяют достоинства круговой и линейной моделей, взяв от

первой принцип цикличности, а от второй – принцип линейно-ритмической смены циклов. Это дает возможность наглядно показать детям саму суть времени и его основные свойства: одномерность, необратимость, текучесть, периодичность, динамичность – смену суток, недель, нескольких лет.
Объемная модель может быть в виде спирали. Она изготавливается из проволоки и раскраши-вается в соответствующие цвета.
Объемные модели Они соединяют достоинства круговой и линейной моделей, взяв от первой принцип цикличности, а от второй

Слайд 77Модель суток
- это спираль, состоящая из нескольких витков. Каждый виток спирали

последова-тельно окрашен в четыре цвета, которые условно соотносятся с четырьмя частями одних суток.
Один виток спирали соответствует одним суткам, новый виток – новые сутки. Любой из четырех цветов следующего витка расположен над своим цветом предыдущего.
Модель суток- это спираль, состоящая из нескольких витков. Каждый виток спирали последова-тельно окрашен в четыре цвета, которые

Слайд 78Модель суток

Модель суток

Слайд 79Работа с моделями строится следующим образом:
определяется, что обозначает каждый символ (цвет);
назвать

по порядку части суток (дни недели, времена года, месяцы), начиная с любого символа, назвать в обратном порядке;
определить, сколько дней (месяцев) прошло до названного;
установить, что наступает раньше (позже) другого;
назвать пропущенный день (месяц, часть суток) среди названных;
угадать о каком дне (части суток, времени года) говорится в стихотворении, и показать на модели;
указать на модели прожитую часть суток (недели, года);
педагог показывает на модели какую-либо часть суток (месяц года), а ребенок перечисляет ее характеристики;
определить общее количество дней недели (частей суток, месяцев в году) и т.п.
Работа с моделями строится следующим образом:определяется, что обозначает каждый символ (цвет);назвать по порядку части суток (дни недели,

Слайд 80Приборы для определения времени детьми
– секундомер, песочные часы, часы-конст-руктор, механические часы.


Благодаря им у ребенка формируется чувство времени – умение определять и чувствовать его отдельные промежутки, основываясь на знаниях о временных эталонах.
Приборы для определения времени детьми– секундомер, песочные часы, часы-конст-руктор, механические часы. Благодаря им у ребенка формируется чувство

Слайд 81Проблемные ситуации, задачи и вопросы
Для детей младшей группы можно предложить

следующую ситуацию: «На улице темно. На небе светит луна, а в окнах домов появились огоньки. Когда это бывает?» и т.п.
Детям более старшего возраста предлагается ситуация: «Разговаривают двое ребят: «Я вчера поеду к бабушке», - сказал один. «А я завтра был у своей бабушки», похвастался другой. Как следовало правильно сказать?».
Проблемные ситуации, задачи и вопросы Для детей младшей группы можно предложить следующую ситуацию: «На улице темно. На

Слайд 82Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем

умозаключений, например:
Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в по­недельник. Сколько дней гостила Оля?
Алеша ходил в кино в воскресенье, а Витя на один день позже. Когда ходил в кино Витя?
Катя отдыхала на море 3 недели, а Маша 1 месяц. Кто из девочек отдыхал дольше?
и т.п.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например:Оля поехала к бабушке в

Слайд 83Проблемные ситуации на базе ТРИЗ
Технология создания таких проблемных ситуаций строится

на основе использования маловероятных условий или сказочных образов: «Зеркала времени», «Машины времени», «Волшебника Быстрых Минут» и т.п.
Проблемные ситуации  на базе ТРИЗ Технология создания таких проблемных ситуаций строится на основе использования маловероятных условий

Слайд 84Успехов в работе

Успехов в работе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть