Слайд 1Знакомство детей школьного возраста с декоративно-прикладным искусством
Грачёва И.А.
Слайд 2«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. В. Салтыков
Слайд 3Формирование детского декоративного творчества
Слайд 5Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь
живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.
Слайд 6Городецкая роспись Расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно,
на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны
Слайд 7 Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне.
Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – маше, но крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…
Слайд 8. Дымковская игрушка. Родина — Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья
приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.
Слайд 9Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы,
средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно — голубое чудо».
Слайд 10Филимоновская игрушка
. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины.
Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
Слайд 11Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму
входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.
Слайд 12Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями,
которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.
Слайд 13Методика ознакомления дошкольников с произведениями дпи.
Младший дошкольный возраст: знакомить с доступными
детскому восприятию произведению декоративно-прикладного искусства; знакомить с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращать внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, материал, звук (игрушка-свистулька); стимулировать интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.
Средний дошкольный возраст: формировать представления о белорусском декоративно-прикладном искусстве (знакомить с видами, специфическими чертами: традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента); знакомить с назначением различных изделий декоративно-прикладного искусства, композиционными особенностями их декорирования (повтор узора, чередование, ритм, симметрия).
Старший дошкольный возраст: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с функциями и спецификой, с народным и профессиональным декоративно-прикладным искусством, его видами, со специфическими чертами декоративно-прикладного искусства других народов.
Слайд 14Использование произведений ДПИ в декоративной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация) способствует
формированию у дошкольников художественно-практических навыков и умений, обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.
Слайд 15Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ознакомление детей с разными
видами народных промыслов - белорусской народной росписью, вышивкой, ткачеством, а также с русским прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой, жостовской росписью.