Слайд 1«Формирование коммуникативной
компетенции
младших школьников на уроках
русского языка и литературы».
Слайд 2ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Формирование коммуникативной компетенции
у учащихся на уроках
русского
языка и литературы»
Автор проекта:
Третьякова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБУ СОШ №47 г.о. Тольятти
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Проблема проекта, актуальность.
Цель проекта и задачи.
Пути реализации.
Конкретные ожидаемые результаты.
Слайд 4Невысокий уровень
сформированности
у школьников
умений
самостоятельной
работы
Неумение
адекватно, корректно
выстраивать
отношения
со сверстниками и
взрослыми
Неумение
выражать свои
чувства и представления
о мире различными
способами, свободно
фантазировать
и направлять творческие
возможности на
решение различных
задач
Перегруженность
содержания
школьного
образования
Сохранение и укрепление
здоровья школьников
с учетом их
возрастных
особенностей
Проблемы:
Слайд 5Актуальность
Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как
высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы
Слайд 6Цель проекта
Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать
коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства гимназии.
Слайд 7Задачи проекта:
определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся
коммуникативной компетенции;
повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
повысить результативность обучения;
включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Слайд 8 Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из
факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Слайд 9Задача учителя:
Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Слайд 10Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых
народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.
Слайд 11Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих
Коммуникативная
способность
Коммуникативное
знание
Коммуникативные
умения
Слайд 12Основные формы учебной коммуникации.
Слайд 13Речевая компетентность формируется:
Через обучение содержанию предмета;
Через развитие прикладных исследовательских умений;
Через развитие
социально-коммуникативных умений;
Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Слайд 14Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
Слайд 15 Развитие школьной коммуникации.
Слайд 17«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром
речи. Даром слова.» Л.Успенский
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
1. Игровые приёмы.
2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения
Слайд 18Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры.
Игры учебного характера
Детские игры
Ролевые игры
Игры, имитирующие
телевизионные игры
Слайд 19Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм
выполнения учебных действий.
Конструктивные вопросы.
Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы.
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос.
Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Слайд 20Ожидаемые результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и
литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Слайд 21Приложение
Правила ведения диалога
Пять этапов работы над выразительным чтением по статье учителя
начальных классов В.В.Нестеренко «Формирование навыков выразительного чтения как средство развития коммуникативных способностей учащихся»
Развитие коммуникативных умений во внеурочной деятельности (КВН по русскому языку в 4 классе)
Слайд 22Правила ведения диалога.
Любое мнение ценно;
Ты имеешь право на любую реакцию, кроме
невнимания;
Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
Хочешь говорить- подними руку;
Обращение начинается с имени;
Критика должна быть тактичной;
Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
Слайд 23Пять этапов работы над выразительным чтением
I этап. В первом классе
на протяжении первых четырех месяцев применяются игровые упражнения для развития речи и выразительного чтения. Игровые упражнения распределены по степени сложности: простые задания, средние и сложные.
Правильное распределение дыхания.
Упражнение 1 (простое)
Работа над скороговоркой.
Упражнение 2 (среднее)
Работа со стихотворением (чтение строф, распределяя дыхание).
Слайд 24 Упражнение 3 (сложное)
Развитие техники чтения.
Каждое слово должно произноситься ясно
и четко – следить за дикцией.
- Упражнения в произношении гласных звуков.
- Упражнения в произношении согласных звуков.
- Упражнение на счет гласных и согласных.
- Упражнение в чтении коротких текстов.
- Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок с целью выработки навыков.
- Чтение дикционно трудных слов.
Слайд 25
II этап. Коллективная запись в школьную и городскую библиотеки со второго
полугодия первого класса. В этот период очень важно создать моральный стимул к чтению вместе с семьей. Заводится читательский дневник, разлинованный по графам:
Дата
Сколько строк или страниц прочитал
Подпись родителей
Слайд 26
III этап. На протяжении второго класса происходит работа с
«коллективками». На первом родительском собрании заготавливаются небольшие по объему, нетрудные для чтения тексты на карточках, вырезанные из детских книг или журналов, которыми в дальнейшем пользуемся для организации групповой работы. Каждый ученик читает свой текст шепотом. Затем друг другу рассказывают прочитанное. Уже после месяца такой работы дети сразу могут прочитать небольшой текст и правильно передать прочитанное.
Слайд 27
IV этап. Во 2 – 4 классах идет работа над развитие
техники чтения и выразительного чтения.
Виды упражнений:
Прослушивание чтения.
Чтение за диктором.
Чтение в паре.
Пересказ с опорой на текст.
Многократное чтение.
Убыстрение темпа чтения.
Переход на незнакомый текст.
Чтение с отрывом взгляда от текста.
Слайд 28
V этап. 2 – 4 класс «Виды работы с текстом». К
тексту на уроке возвращаемся несколько раз, давая все новое задание.
Виды заданий
Чтение по готовому тану.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста (дети убирают предложение или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение с самого красивого места в рассказе или стихотворении и т.п.
Слайд 29Источники информации.
Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся
начальной школы на уроках литературного чтения»
Статья учителя начальных классов В.В.Нестеренко «Формирование навыков выразительного чтения как средство развития коммуникативных способностей учащихся»
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения» Методическое пособие. Сост. Кравцова С.А.
Анимационные картинки с архива Интернет.