Презентация, доклад для учителей начальных классов Роль наглядного дидактического материала на уроках в младших классах

Содержание

Наглядный дидактический материал -  учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей,

Слайд 1Роль наглядного дидактического материала на уроках в младших классах.

Роль  наглядного дидактического материала  на уроках в  младших классах.

Слайд 2Наглядный дидактический материал -  учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое

и зрительно-слуховое восприятие.
Наглядность признается исходным началом обучения, так как,
во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира,
во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному,
в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным.

Наглядный дидактический материал -  учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.Наглядность признается исходным началом

Слайд 3Принцип наглядности – один из основных дидактических принципов на уроках в

младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
При обучении необходимо соблюдать умеренность в использовании наглядности, чтобы не рассеивать внимание детей и не сдерживать развития их абстрактного мышления.
Более эффективной оказывается наглядность, с которой можно выполнять определённые действия, а не просто созерцать её, поэтому проблема разработки и использования подобных наглядных средств на уроках в коррекционной школе VIII вида действительно является актуальной.

Принцип наглядности – один из основных дидактических принципов на уроках в младших классах в специальной коррекционной школы

Слайд 4Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
Использовать в обучении тот факт, что

запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
Помнить – дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
Никогда не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
Правила, раскрывающие применение  принципа наглядности Использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в

Слайд 5Обучая и воспитывая, не забывать, что понятия и абстрактные положения доходят

до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций
Обучая и воспитывая, помнить, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Использовать различные виды наглядности, но не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Обучая и воспитывая, не забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они

Слайд 6Научно обоснованно применять современные средства наглядности: телевидение, видеозапись, полиэкранную проекцию, компьютерные

презентации и др.; в совершенстве владеть ТСО, методикой их использования.
Применяя наглядные средства, воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
Использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
Помнить, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Научно обоснованно применять современные средства наглядности: телевидение, видеозапись, полиэкранную проекцию, компьютерные презентации и др.; в совершенстве владеть

Слайд 7Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:
Хорошее

обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих

Слайд 8Наглядные средства обучения

Наглядные средства обучения

Слайд 9Средства наглядности по их роли в учебном процессе делятся на две

группы:
Средства наглядности по их роли в учебном процессе делятся на две группы:

Слайд 11Зрительная наглядность /натуральная/

Зрительная наглядность /натуральная/

Слайд 12Зрительная наглядность /иллюстративная/

Зрительная наглядность /иллюстративная/

Слайд 13Зрительная наглядность /графическая/ чертежи, схемы, карты. таблицы

Зрительная наглядность /графическая/ чертежи, схемы, карты. таблицы

Слайд 14Слуховая наглядность /специфическая/
Этот вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой

речью, за ее образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая сложным фразовым единством — текстом
создаётся с помощью голоса, просодических средств, образов восприятия,
эту работу в начальных классах можно начать с произнесения и анализа чистоговорок, двустиший, так называемого словесного дорисовывания.
Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная, или языковая наглядность.
Слуховая наглядность /специфическая/Этот вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой речью, за ее образностью, за

Слайд 15Динамическая наглядность разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы и т. п.


Динамическая наглядность разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы и т. п.

Слайд 17Комбинированная наглядность
Из средств комбинированной наглядности необходимо уделить особое внимание работе с

кукольным театром, с помощью которого в начальных классах инсценируются сюжеты произведений.
Работа с такой наглядностью, как кукольный театр, способствует формированию и повышению интереса к предмету (русскому языку, чтению, развитию устной речи) и вызывает у детей положительные эмоции, способствует созданию позитивной  мотивации к обучению.
Комбинированная наглядностьИз средств комбинированной наглядности необходимо уделить особое внимание работе с кукольным театром, с помощью которого в

Слайд 18Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той

мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений.
Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств),
наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.
Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения

Слайд 19СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть