Презентация, доклад для учителей начальных классов на тему Развитие функциональной грамотности на уроках чтения (виды упражнений на работу с текстом и его понимание).м

Содержание

Понятие «читательская грамотность» Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 1Развитие функциональной грамотности на уроках чтения (виды упражнений на работу с

текстом и его понимание).

Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Проскоковская СОШ»
Чижик Н.И.

Развитие функциональной грамотности на уроках чтения (виды упражнений на работу с текстом и его понимание). Подготовила учитель

Слайд 2Понятие «читательская грамотность» Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Понятие «читательская грамотность» Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и

Слайд 3Наталия Николаевна Светловская
(Профессор департамента методики обучения)

Наталия Николаевна Светловская(Профессор департамента методики обучения)

Слайд 4“…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения,

в процессе чтения и после чтения)”
“…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”

Слайд 5Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа

с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.  I этап. Работа с текстом до чтения.1.

Слайд 6II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное

чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание,

Слайд 7III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.
III этап. Работа с текстом после чтения. 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.2. Знакомство

Слайд 8 На всех этих

этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:



11. Приём – «Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.


На всех этих этапах предлагаю    и

Слайд 92 Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой

работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. 3. Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
2 Приём «Синквейн».   В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению  уровня

Слайд 10• 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения

нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
• 5. Приём «Мозговой штурм»
позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
• 6.Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

•	4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии

Слайд 11• 7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления

изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
• 8. Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети
самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).


•	7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать

Слайд 12 9. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события

в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму
9. Приём «Логическая цепочка».  После прочтения текста учащимся предлагается  построить события в логической последовательности. Данная

Слайд 13Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1) Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
Приём «Тонкие и толстые вопросы».  Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ

Слайд 14 Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…?

Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Тонкие вопросы Кто…?        Что…? Когда…?

Слайд 1511.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый

пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.
11.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос

Слайд 16ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у

обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
( И.Г. Песталоцци).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии,

Слайд 18Источники: https://intolimp.org/publication/formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia.html https://lektsii.com/2-99604.html http://cdpo.instrao.ru/PCC/course_seminar/kurs_OEPES/index.php

Источники: https://intolimp.org/publication/formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia.html  https://lektsii.com/2-99604.html  http://cdpo.instrao.ru/PCC/course_seminar/kurs_OEPES/index.php

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть