Слайд 1Технология критического мышления
Коренькова Ольга Николаевна
Слайд 2Критическое мышление это
точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия
с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие мышления критического
от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей.
Слайд 3Три фазы технологии критического мышления
Стадия вызова
Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний
по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Деятельность учащихся: ученик ,,вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы: составление списка ,,известной информации”, рассказ
предположение по ключевым словам
верные и неверные утверждения
перепутанные логические цепочки
кластеры (выделение смысловых единиц текста, графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Слайд 4
Кластер
мало воды животные много песка
Пустыня
жарко
нет растений
Слайд 5Таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал.)
Знаю
Хочу узнать Узнал
пески животные
жарко растения
верблюды климат
нет растений люди
Слайд 6Толстые и тонкие вопросы
Толстые?
Тонкие?
Объясните, почему…? Кто?
Почему вы думаете…? Что?
Почему вы считаете…? Когда?
В чем различие…? Может…?
Предположите, что будет, Как звать…?
если…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Слайд 7
Стадия осмысления
Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с
новой информацией, постепенное продвижение от знания ,,старого” к ,,новому”.
Деятельность ученика: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы: методы активного чтения:
маркировка с использованием значков ,,+”, ,,*”, ,,?” (по мере чтения ставятся на полях справа)
Инсерт
,,V” – уже знал ,,+” - знал
,,+” – новое ,,-” - новое
,,-” – думал иначе ,,?” – не понял, есть вопросы
,,?” – не понял, есть вопросы
- зигзаг
Слайд 8
Стадия рефлексия
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения,
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят ,,новую” информацию со ,,старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
заполнение таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
организация устных и письменных столов;
организация различных видов дискуссий;
написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);
исследование по отдельным вопросам темы;
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – в группах
Слайд 9Синквейн
Правила написания
Название (существительное)
Описание ( два прилагательных)
Действия (три глагола)
Чувство (фраза)
Повторение сути
(синоним к теме)
Слайд 10Приемы технологии критического мышления
Приемы стадии вызова
Кластеры
Инсерт
Эффективная лекция
Дерево предсказаний
Дневники и бортовые журналы
Толстые
и тонкие вопросы
Таблицы
Чтение с остановками
Работа в группах
Дискуссия
Письмо
Приемы проведения рефлексии
Стратегия ,,Fishbone”
Стратегия ,,РАФТ”