Слайд 1 Что такое
сенсорная интеграция ?
Весь окружающий мир
ребенок и взрослый
познает с помощью органов чувств
Слайд 2Представьте…
Насколько трудной может быть жизнь тех, кто :
не видит или не
слышит
не может понять того, что слышит или видит
не может анализировать поступающую
информацию: тактильную, двигательную гравитационную и т.д.
От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях.
Слайд 3Ребенок с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает
предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон. Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление. Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
Слайд 4Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти
умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое. Занимаясь сенсорным развитием детей 2-3 лет, нужно использовать многочисленные дидактические игры.
Слайд 5Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция - это способность:
воспринимать информацию, поступающую от всех наших
органов чувств
выделять наиболее значимую информацию
анализировать информацию
вырабатывать соответствующую ответную
реакцию
Слайд 6Симптомы нарушения сенсорной интеграции
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным,
зрительным, слуховым стимулам,
а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша)
избегание занятий с пластилином, рисования пальцами
проблемы с манипулированием столовых приборов, ножниц
неправильный захват карандаша
сверхчувствительность к звукам, к свету
- трудности с выслушиванием рекомендаций
проблемы с обучением езды на велосипеде
избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение
этими играми
- трудности в различении правой и левой сторон, особенно когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься
Слайд 7Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
Расстройства мышечного тонуса
Слабая двигательная
координация (эти проблемы могут касаться крупной и/или мелкой моторики)
Двигательная неуклюжесть
Трудности в концентрации, импульсивность
Быстрая утомляемость
Отказ от социальных контактов
Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Слайд 8Зрительная система
Основными подсистемами сенсорной системы ребенка являются:
Вестибулярная система
Запах и вкус
Слуховая система
Проприо-
цептивная система
Тактильная система
Слайд 10Тактильное восприятие
Если ребенок имеет: Гиперчувствительность (повышенную чувствительность)
не любит, когда что-то липкое
на руках (пластилин, грязь, краска)
не любит или предпочитает конкретную текстуру одежды
не любит одевать шапку и перчатки
не любит мочить или подстригать волосы
не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду
испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях, поцелуях
отказывается от принятия ванны, душа или похода на пляж
Если ребенок имеет: Гипочувствительность (пониженную чувствительность)
не ощущает, что руки или лицо испачканы,
постоянно что-то трогает или чего-то касается
грубо играет со сверстниками
плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие (бьется головой,
кусает сам себя, щиплет кожу).
Слайд 11Вестибулярная система
Если ребенок слишком чувствителен (гиперчувствительность) к движению:
-боится встать на ступеньки
эскалатора
-боится кататься на качелях и на горках
- не переносит езду в автомобиле
-проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например,
с участием в спорте
Если ребенок имеет пониженную чувствительность (гипочувствительность)
- Имеет потребность раскачиваться, качаться, вращаться, прыгать.
Слайд 12Проприоцептивная система
(жажда дополнительных стимулов)
Если ребенок:
Поднимает тяжелые вещи (предметы)
Толкает тяжелые предметы
Бросает тяжелые
предметы
Любит находиться в тесных, закрытых местах, ему нравится глубокое давление, сильное объятие
Любит висеть на перекладине
Удары, битье ногой по стенке
Сильные прыжки
Слайд 13Зрительное восприятие
Если ребенок имеет высокую чувствительность к вещам, которые он видит
и избегает визуальные ощущения:
предпочитает темноту
часто закрывает глаза
избегает солнца
Если ребенок имеет низкую чувствительность к вещам, которые он видит и ищет визуальные ощущения:
включает и выключает свет
смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает и закрывает двери, его пальцы двигаются перед лицом)
выстраивает вещи в линию
смотрит на предметы, скосив глаза
смотрит на предметы из необычного угла зрения
Слайд 14Слуховое восприятие
Если ребенок слишком чувствителен (гиперчувствителен) к звукам и избегает их:
закрывает
уши
плачет, когда включают домашние электроприборы (посудомойку,
пылесос)
любит, когда говорят мягким голосом
может слышать очень слабые звуки
Если ребенок имеет пониженную чувствительность
(гипочувствителен) к звукам:
не показывает вида, что слышит, как люди говорят
любит музыку и конкретные звуки
любит игрушки, которые издают конкретные звуки
любит, когда говорят с ним фразами из мультфильмов, с соответствующей интонацией
Слайд 15ЗАПАХ И ВКУС
Если ребенок имеет высокую чувствительность (гиперчувствительность)
любит перетертую еду
напитки определенного
вкуса, плотности, сильногазированные
Если ребенок имеет низкую
чувствительность (гипочувствительность)
изучает предметы, облизывая и
обнюхивая их
любит острые или пересоленные блюда
Слайд 16Гипочувствительность
Гиперчувствительность
Слайд 18Задача педагога заключается в создании специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов
и продуктивное взаимодействие с ними. Следует внимательно наблюдать за ребенком и предоставить ему выбор занятий и объектов, которые удовлетворяют его нужды и интересы.
Полезная активность
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в
зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции:
игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром.
ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях · тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью
прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз
рисование толстых и тонких линий, толстым и тонким предметом (карандаш, маркер, мел)
работа с глиной, тестом, песком
качание на качелях, качание ногой
работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация движений животных
расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
Слайд 19Требования программы в группах раннего возраста по программе сенсорного развития детей
2-3 лет предусмотрена работа с основными направлениями: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве. Существует в расписании отдельное занятие по сенсорному воспитанию, но в течение всей недели мы проводим много игр на привлечение внимания малыша к сенсорным эталонам, умение взаимодействовать с предметами в игре. Только в ходе ежедневной работы у детей формируются устойчивые представления о свойствах предметов. Раннее детство - это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящее время для сенсорного развития способностей - это возраст от 2 до 3 лет, после этого уже должны быть четко сформированы определенные эталоны.
Слайд 20Основными задачами сенсорного развития детей 2-3 лет являются всестороннее обогащение чувственного
опыта и формирование предпосылок для дальнейшего обучения дошкольников.
Слайд 21Принципы сенсорного воспитания детей Основной вид деятельности детей в таком возрасте
- это предметная игра. В это время ребенок всячески обследует игрушку.
Слайд 22Сенсорное воспитание должно придерживаться следующих принципов:
1. Игрушка должна быть интересной,
иначе ребенок отвлечется и ему тяжело будет сосредоточиться на предмете.
2. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе игрушка быстро надоест.
3. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его физиологические и психические возможности.
4. Работа по сенсорному развитию детей 2-3 лет должна проходить постоянно и последовательно, с постепенным усложнением материала.
5. Научность. В мире существует определенная система сенсорных эталонов. Работая с детьми, нужно постепенно подводить их к формированию понятий о свойствах предметов, взаимодействии с ними.
Слайд 23Игра "Найди предмет такого же цвета".
Слайд 29Только постоянно играя с детьми, вы сможете развить его способности. Это
поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.