Психологическая готовность к школьному обучению –это определенный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению, готовность обусловлена сформированностью личности, уровнем развития познавательных процессов и деятельности ребенка.
Степень готовности – социальная зрелость ребенка, проявляющая в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.
Психологическая готовность к школьному обучению – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной (личностной), интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Слайд 3Возрастные и психологические особенности развития ребенка 6-7 лет
Память ребенок запоминает 5-6
предметов из 10, рассказывает стишки, пословицы, сказки и т.д., пересказывает текс из 5-6 предложений
Мышление умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать, видеть отличия, рассуждать, делать выводы.
Речевое развитие Речь понятна, последовательна, умет описать предмет, событие. Составляет связной рассказ из 4-5 сюжетных картинок.
Математическое представление умеет складывать, вычитать, считать от 0 до 10, различать формы, больше, меньше, делить круг, квадрат. Ориентироваться на бумаге: справа, слева и.т.д.
Представление об окружающем мире хорошо, если ребенок знает о явлениях природы, о животных домашних, хищных, о птицах, о растениях. Умеет наблюдать, проявляет интерес к исследованиям. Имеет представление о разных профессиях, видах спорта
Слайд 4Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни,
к серьезным занятиям, быть ответственным к поручениям. На проявление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности.
К компонентам готовности относятся :
внутренняя позиция
личностная
интеллектуальная.
Слайд 5У ребенка к семи годам формируется внутренняя позиция школьника – система
потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой:
отношение к поступлению в школу и пребывание в ней как естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и
понимает необходимость учения
проявляет особый интерес к новому, содержанию занятий в школе, предпочитает уроки грамоты и счета
предпочитает коллективные классные занятия, положительно относится к дисциплине
признает авторитет учителя, выполняются требования учителя, на его замечания не обижается, напротив, старается исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу
складывается деловое общение со сверстниками, умение слушать ответ одноклассника и оценить результат его действий
Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. Из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
Внутренняя позиция выступает показателем готовности ребенка к новой социальной позиции ученика, когда образ жизни школьника осознается ребенком как адекватный путь к взрослости.
Слайд 6Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе: адекватное отношение
своим способностям, результатам работы, поведению; самооценка не должна быть завышена; выполнение конкретных задач и требований, работа по образцу.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов- способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Разные стороны интеллектуальной готовности позволяют выявить различные диагностические методики.
Учебная деятельность – сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
Слайд 7Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных
сторон:
Необходим запас знаний об окружающем мире – о предметах, и их свойствах, о явлениях, о людях, их труде, о том что такое хорошо и что плохо, о моральных нормах поведения.
Объем знаний, их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся представлений.
Умение наблюдать, слушать. запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.
Уровень познавательных интересов и познавательной деятельности.
Владение достаточно полным, точным и расчлененным восприятием.
Хорошая ориентировка в пространстве и времени.
Систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка, уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать, видеть отличия, рассуждать, делать выводы.
Речь понятна, последовательна, умение описать предмет, событие, картину, передавать ход своей мысли.
Слайд 8Диагностика учебной деятельности и отношение к школе
При опросе фиксируются особенности ориентировки
на задание, включение в работу, отношение к деятельности, последовательность и характер всех действий до конца работы, качество результата, собственная оценка и способ самоконтроля.
Обработка данных. На основании анализа определяем уровень общей способности к учению.
Слайд 9Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
*У детей
есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
*Ребенок четко следует всем указаниям, добросовестный и ответственный. *Предложенные задания проявляют интерес, ребенок заинтересован в правильном выполнении, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы.
*Понимает общую цель и содержание задания.
*Работа в основном выполнена точно, ошибки самостоятельно замечаются и устраняются;
*результаты работы соответствуют образцу; адекватно оценивают результат.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация.
*Дети успешно справляются с учебной деятельностью.
*Задание ребенка заинтересовывает.
*Положительное эмоциональное отношение к процессу сохраняется до конца занятий.
*Общая цель и содержание занятий понимается правильно, но не всегда достаточно точно.
*Задание выполняются с помощью взрослых.
*Уровень выполнения учебных действий хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости.
*Результат своей работы оценивают положительно, но с помощью наводящих вопросов.
Слайд 10Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких
детей внеучебной деятельностью.
*Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, ходят, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
*Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, тетради, ручки.
*Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, учебный процесс их мало интересует.
*Задания выполняются с низким самоконтролем, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не устраняются.
*Результаты труда оценивают чаще положительно, без речевой формы; ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносит полученный результат с заданием (образцом).
Слайд 11Четвертый уровень - низкая школьная мотивация.
*Дети посещают школу неохота, предпочитают
пропускать занятия. *На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. *Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся неустойчивой адаптации к школе.
*У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность к заданию. *Содержание задания, относящиеся к способам деятельности, не воспринимается вовсе.
*Уровень сформированности учебных действий крайне низок. *Полученный результат не соответствует заданному образцу, но оценивает свой труд всегда положительно.
Слайд 12Пятый уровень - негативное отношение к школе.
*Дети испытывают серьезные
трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем.
*Школа воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой не выносимо.
*Проявляют агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
*Часто отмечаются нервно - психические нарушения.
*Основная характеристика – безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы.
*Предъявляемое задание не понимает, улавливает- рисовать, раскладывать и т.д.
*Оценивает результат положительно, хотя задание выполнено неправильно и не соответствует образцу, но ребенок этого не понимает.
Слайд 13Рекомендации родителям
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и
какую-нибудь секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей 6-7 лет. Если ребенок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимыми для вашего ребенка, начните водить его туда за год до начало учебы или со второго класса.
Слайд 14Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 15 минут,
поэтому, когда вы будите делать с ним уроки, через каждые 15 мин необходимо прерываться и обязательно давать физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать несколько минут. Начинать выполнение домашнего задания лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность не должна превышать одного часа.
Слайд 15Правило 3.
Компьютер, телевизор, любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться
не более часа в день – так считают врачи - офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Более всего на свете в течение первого года учебы ваш ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителем, но и первые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите из него вырос спокойный и уверенный в себя человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Слайд 16Спасибо за просмотр
разработано
А.А. Исуповой