Слайд 1
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Педагог-психолог Соловьева Е.В.
МАДОУ «Центр
развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация – это процесс:
вхождения ребенка в коллектив сверстников (социальную
группу);
принятия ребенком норм, правил поведения в обществе;
приспособления к условиям пребывания в ДОУ
Адаптация – это результат:
формирования у ребенка самосознания, ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию;
установления адекватных связей с окружающими людьми и взаимодействие с ними (сверстниками, взрослыми, родителями).
Слайд 3КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ?
Адаптированность — успешное фактическое приспособление ребенка, его
высокий социальный статус, позитивное самоощущение, удовлетворенность собой и своей жизнью.
Дезадаптация - психосоматические заболевания и нарушения поведения,
протекает в трех формах:
невротической (неврозы);
агрессивно-протестной;
капитулятивно-депрессивной.
Слайд 4Какие психологические трудности могут возникнуть у детей в процессе адаптации?
Адаптационный синдром
Повышенная
тревожность;
Страх разлуки с родителями;
Повышенная утомляемость;
Негативные эмоциональные переживания;
Неготовность к новым формам поведения и общения;
Регресс в речевом развитии поведении, игровой деятельности
Слайд 5От чего зависит успешная адаптация к детскому саду?
Способность детей входить в
новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется.
Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения.
Трудности в адаптации могут возникнуть не у всех детей!
Слайд 6Что влияет на процесс адаптации детей к детскому саду?
Функциональные возможности детского
организма:
Состояние здоровья;
Заболеваемость и течение болезни;
Уровень физического развития ребенка
Социально-психологические возможности ребенка:
Уровень нервно-психического развития ребенка;
Уровень тревожности;
Общительность;
Социальная зрелость ребенка
Семейные отношения;
Стиль воспитания
Образователь-ная среда детского сада
Слайд 7ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ:
Временное
нарушение сна (7-10 дней);
Временное нарушение аппетита (7-10 дней);
Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);
Изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности;
Функциональные нарушения практически не выражены
Основные симптомы исчезают
в течение 2-3-х недель
Слайд 8АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ:
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней;
речевая активность восстанавливается
в течение 30-40 дней;
эмоциональное состояние восстанавливается в течение 30 дней;
двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней;
взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается;
функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция)
все нарушения выражены более и длительно
Слайд 9
ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ
Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка:
Снижением аппетита
(иногда возникает рвота при кормлении);
Резким нарушением сна;
Возможны нарушения мочеиспускания, стула;
Нарушено взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности;
Возможна временная задержка в психическом развитии;
Как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников
Продолжается от 2-х до 6 месяцев
Слайд 10Этапы адаптационного периода:
I этап - подготовительный
Его следует начинать за 1-2 месяца
до приема ребенка в детский сад.
Задачи:
1. Настроиться самим родителям (быть готовым к слезам ребенка).
Плач –это психологическая и физическая норма для ребенка
2. Обратить внимание на формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.
3. Адаптировать домашний ритм жизни к режиму детского сада.
4. Подготовить малыша к дружелюбному общению с другими детьми.
5. Обратить внимание на пищевые, а также «вредные» привычки ребенка.
Слайд 11II этап – основной:
Задачи:
Создавать положительный образ воспитателей. Родители должны стараться установить
с воспитателями доброжелательные отношения. Воспитатели, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее, а ребенок начнет доверять воспитателям, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
Уважайте, любите Вашего воспитателя!
2. Адаптировать время пребывания ребенка в детском саду с учетом его адаптационных возможностей, а не времени занятости родителей.
3. Окружить ребенка привычными для него вещами. Желательно одевать в привычную одежду и обувь, можно давать с собой любимую игрушку.
4. Не перегружать ребенка эмоциями, как отрицательными, так и положительными.
Больше внимания уделяйте своему ребенку дома!
5. Объяснять для чего и почему ребенок идет в детский сад.
Никогда не обманывайте ребенка!
Слайд 12ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ:
Слайд 13СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ:
При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребёнка
целесообразно воздержаться от посещения детского сада на 2-3 дня.
Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец.
Настраивайте ребенка на посещение садика, вызывайте эмоции любопытства и интереса;
Не забывайте объяснить малышу, что вечером вы его обязательно заберете домой, чаще говорите о своей любви к нему.
Придумайте традицию – ритуал прощания (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся»).
Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу.
Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада, он очень скучает.
Слайд 14ОТ РОДИТЕЛЕЙ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ РЕБЁНКА !
В период адаптации
будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка. Вы же понимаете, что он капризничает не потому, что «плохой», а из-за того, что ему пока трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, режиму.
По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.
Слайд 15Психологическое сопровождение детей в детском саду в период адаптации
Диагностика процесса адаптации
детей к ДОУ (июль–ноябрь);
Консультации для родителей, воспитателей ;
Психологическое просвещение родителей (информация на сайте, на стенде);
Групповые развивающие игру и упражнения для всех детей в период адаптации;
Коррекционные групповые занятия для детей с тяжелой формой адаптации;