Слайд 1
Родительское собрание:
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Педагог-психолог Баталова И.В.
Государственное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Петроградского района Санкт-Петербурга
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация – это процесс:
вхождения ребенка в коллектив сверстников (социальную
группу);
принятия ребенком норм, правил поведения в обществе;
приспособления к условиям пребывания в ДОУ
Адаптация – это результат:
формирования у ребенка самосознания, ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию;
установления адекватных связей с окружающими людьми и взаимодействие с ними (сверстниками, взрослыми, родителями).
Слайд 3КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ?
Адаптированность — успешное фактическое приспособление ребенка, его
высокий социальный статус, позитивное самоощущение, удовлетворенность собой и своей жизнью.
Дезадаптация - психосоматические заболевания и нарушения поведения,
протекает в трех формах:
невротической (неврозы);
агрессивно-протестной;
капитулятивно-депрессивной.
Слайд 4Значимость адаптации для формирования личности ребенка
Мотивационные черты личности:
Интересы;
Цели и задачи;
Потребности;
Мотивы поведения
Инструментальные
черты личности:
Средства достижения целей;
Средства удовлетворения потребностей
Стиль личности:
Характер;
Манеры поведения
Слайд 5Какие психологические трудности могут возникнуть у детей в процессе адаптации?
Адаптационный синдром
Повышенная
тревожность;
Страх разлуки с родителями;
Повышенная утомляемость;
Негативные эмоциональные переживания;
Неготовность к новым формам поведения и общения;
Регресс в речевом развитии поведении, игровой деятельности
Слайд 6Трудности в адаптации могут возникнуть не у всех детей!
Способность детей входить
в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется.
Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения.
От чего зависит успешная адаптация к детскому саду?
Слайд 7Что влияет на процесс адаптации детей к детскому саду?
Функциональные возможности детского
организма:
Состояние здоровья;
Заболеваемость и течение болезни;
Уровень физического развития ребенка
Социально-психологические возможности ребенка:
Уровень нервно-психического развития ребенка;
Уровень тревожности;
Общительность;
Социальная зрелость ребенка
Семейные отношения;
Стиль воспитания
Образователь-ная среда детского сада
Слайд 8ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ:
Временное
нарушение сна (7-10 дней);
Временное нарушение аппетита (7-10 дней);
Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);
Изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности;
Функциональные нарушения практически не выражены
Основные симптомы исчезают
в течение 2-3-х недель
Слайд 9АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ:
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней;
речевая активность восстанавливается
в течение 30-40 дней;
эмоциональное состояние восстанавливается в течение 30 дней;
двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней;
взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается;
функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция)
все нарушения выражены более и длительно
Слайд 10
ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ
Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка:
Снижением аппетита
(иногда возникает рвота при кормлении);
Резким нарушением сна;
Возможны нарушения мочеиспускания, стула;
Нарушено взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности;
Возможна временная задержка в психическом развитии;
Как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников
Продолжается от 2-х до 6 месяцев
Слайд 11Этапы адаптационного периода:
I этап - подготовительный
Его следует начинать за 1-2 месяца
до приема ребенка в детский сад.
Задачи:
Сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям (расставание с мамой, дружелюбное общение).
Играть в детский сад, проигрывая различные режимные моменты.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.
Адаптировать домашний ритм жизни к режиму детского сада.
Подготовить малыша к дружелюбному общению с другими детьми.
Чаще гулять на детских площадках с другими детьми. Не вмешивайтесь сразу в любой конфликт. Менять место прогулок.
Ходить в гости, приглашать гостей к себе. Приучать ребенка проводить время не только с мамой, но и с другими родственниками, знакомыми.
Слайд 12II этап – основной:
Задачи:
Создание положительного образа воспитателей. Родители должны стараться установить
с воспитателями доброжелательные отношения. Воспитатели, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее, а ребенок начнет доверять воспитателям, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
Адаптировать время пребывания ребенка в детском саду с учетом его адаптационных возможностей, а не времени занятости родителей
Слайд 13ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ:
Слайд 14СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :
При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребёнка целесообразно воздержаться
от посещения детского сада на 2-3 дня.
Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец.
Настраивайте ребенка на посещение садика, вызывайте эмоции любопытства и интереса;
Не забывайте объяснить малышу, что вечером вы его обязательно заберете домой.
Придумайте традицию – ритуал прощания (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся»).
Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу.
Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада, он очень скучает.
Слайд 15ОТ РОДИТЕЛЕЙ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ РЕБЁНКА !
В период адаптации
будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка. Вы же понимаете, что он капризничает не потому, что «плохой», а из-за того, что ему пока трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, режиму.
По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.
Слайд 16Психологическое сопровождение детей в детском саду в период адаптации
Диагностика процесса адаптации
детей к ДОУ (сентябрь –ноябрь);
Диагностика результатов адаптации (декабрь);
Консультации для родителей;
Психологическое просвещение родителей (информация на сайте, на стенде);
Игровые групповые развивающие занятия для всех детей в сенсорной комнате (весь период);
Коррекционные групповые занятия для детей с тяжелой формой адаптации;
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия «Мама и малыш» по запросу родителей.