Слайд 1Возможности речевого развития детей на занятиях по эстетическому и духовному воспитанию
Подготовила:
Степанова М.А.,
воспитатель
Слайд 2
Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия
информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память.
Слайд 3
Развитие понимания речи тесно связано с эстетическим воспитанием. Воспитывая у детей
основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.
Слайд 4Средства эстетического воспитания
Искусство (изобразительное искусство, музыка,
детская художественная литература, архитектура,
театр)
Художественная деятельность
(театрализованные
игры;
художественно-речевая, музыкальная,
изобразительная деятельность).
Окружающая жизнь, природа, эстетическая
развивающая среда
Слайд 5На занятиях по эстетическому воспитанию развитие речи происходит
посредством знакомства с новыми
словами
(усвоение названий форм, цветов, их оттенков,
пространственных обозначений)
Слайд 6Дидактические игры:
«Какая, какое, какой?»
«На что это похоже?»
«Назови цвета осени, лета, зимы,
весны»
«Назови предметы, похожие на геометрические фигуры»
«Цвета вокруг нас»
Слайд 7Рассматривание
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного запаса и
формирование
связной речи.
Слайд 8Дидактические игры:
«Из чего состоит пейзаж, портрет, натюрморт?»
«Найди ошибку художника»
«Поможем подобрать краски
художнику»
«Подбери музыкальный фрагмент или стихотворение к картине»
«Слушая звуки музыки»
Слайд 9Большое
значение имеет использование художественного слова.
Чтение стихотворений, потешек, песенок на
занятиях рисованием
повышает эмоциональный
настрой детей, способствует формированию
образного представления об изображаемом.
Слайд 10Одним из средств развития речи является музыкальная деятельность. Слушание музыки формирует
слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку.
После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить им подвигаться под музыку, чтобы дети яснее почувствовали её характер
Слайд 11Важным видом музыкальной деятельности является пение, так как оно развивает дыхание,
голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, пополняет словарный запас ребёнка.
Слайд 12Неотъемлемой частью работы по развитию речи является приобщение детей к народной
культуре, формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Слайд 13Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие, которое состоит из ряда
компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность
Слайд 14Методы и приемы работы по развитию речи на занятиях по духовному
воспитанию
Заучивание потешек, прибауток.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Слайд 15Проведение русских народных игр.
Использование русских народных песен и танцев.
Применение
игрушек и изделий народных промыслов.
Слайд 16Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Слайд 17Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, на
таких занятиях дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова.
Слайд 18Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Востребована сказка и как
средство развития речи детей, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.
Слайд 19Большое место в развитии речевой активности детей, в приобщении их к
народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, насекомых, растений
Слайд 20Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни
человека. Пример тому фольклорные праздники: «Осенняя ярмарка», «Зимние посиделки», «Масленица»
Слайд 21Развитию речи способствует разучивание к празднику с детьми прибауток, считалок, скороговорок,
пословиц. Народные игры делают эти праздники более интересным и содержательными
Слайд 22 Большую радость приносят детям русские народные игрушки и игры с
ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Необходимо рассказать о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подвести к осмыслению понятия «народная игрушка», познакомить с историей её возникновения
Слайд 23Дидактические игры:
«Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»
«Как одевались наши предки»
«Назови
достопримечательность города»
«Оцени поступок»
«Какие праздники ты знаешь»
«Угадай, какая роспись»
Слайд 24Развитию речи на занятиях по эстетическому и духовному воспитанию способствует использование
пальчиковых гимнастик, физкультминуток, подвижных игр с речевым сопровождением