Слайд 1 Соотношение понятий социальная одаренность и лидерство
Слайд 2 Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с
другими людьми.
Понятие
Лидерство - в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
Слайд 3Характерные черты социальной одаренности:
- они обычно обладают физической привлекательностью и
аккуратностью во внешнем облике;
- их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают;
- они обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад;
- их воспринимают как арбитров или как
«определителей политики» в группе;
- они относятся к сверстникам и к старшим как к
равным, сопротивляясь неискренним,
искусственным или покровительственным
отношениям;
- их поведение носит открытый характер — они не
стараются показывать лишь «фасад»;
- они не боятся выражать свои чувства, но делают
это к месту;
- они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии;
- стимулируют продуктивное поведение других;
Слайд 4Характерные черты лидерства:
- интеллект выше среднего;
- умение принимать решения;
- способность
иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
- ощущение цели, направления движения;
- гибкость, приспосабливамость;
- чувство ответственности;
- уверенность в себе и знание себя;
- настойчивость;
- терпимость и терпение в работе с
людьми;
- энтузиазм;
умение ясно выражать мысли в устной
и/или письменной форме.
Слайд 5По характеру деятельности
Универсальный лидер
Ситуативный лидер
По содержанию
Лидер – вдохновитель
Лидер – исполнитель
Деловой лидер
Эмоциональный
лидер
По стилю руководства
Авторитарный
Демократичекий
Типология:
Слайд 6Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с
легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Слайд 7Так, анализируя понятие "социальная одарённость", К. Эбромс выделяет следующие основные аспекты:
социальное познание,
просоциальное поведение (во благо кого, чего-либо) ,
моральные суждения и лидерство (Abroms, 1985).
Слайд 8Основные ценностно-целевые ориентации в работе с одаренными детьми, следующие:
следует проанализировать свое
отношение к ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.
помогать родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, осуществлять постоянный контакт между преподавателями и родителям.
нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.
Слайд 9В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в работе
является “Не навреди”. Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий. (М/медийное сопровождение “Это важно знать”.) Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. (Гильбух Ю.З., 1991).
М/медийное сопровождение
Слайд 101. Координационное направление.
Обеспечение нормативно-правовой базы. Деятельность, отслеживающая исполнение Закона “О защите
прав ребенка” и других нормативных актов. Предоставление информации по правовой базе работы с одаренными детьми.
Слайд 112. Информационное направление.
Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях
школьного возраста с содержательными характеристиками. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.
Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.
Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы
заинтересованных читателей; создание
сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
Слайд 123. Диагностическое направление.
Помощь в создании научно-исследовательских классов по различным учебным дисциплинам,
интеллектуальных клубов для начального, среднего и старшего школьного возраста и других форм внешкольной организации образовательной деятельности, проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций. Помощь в организации профильных лагерей, (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.
Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами, как:
1) Изучение оригинальности задач на
воображение. Выявление степень оригинальности, установление типа задач.
2) Подключение творческого потенциала ребенка.
Слайд 134. Кадровое направление.
Определение критериев работы. Оказание методической помощи педагогам.
Одаренные дети нуждаются
в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Слайд 145. Развивающее направление.
Помощь в создании обучающей среды. Осуществляется создание, развитие и
поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми:
помощь в организации предпрофильных, профильных классов классов (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей);
вовлечение учреждений дополнительного образования в систематическую работу с
одаренными детьми.