Слайд 1
Воспитатель:
Тимашкова Ю.Ю.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4 «Жемчужинка».
Тема:
«Применение STEM-технологий в учебном процессе с дошкольниками».
Слайд 2Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами профессиональным опытом который я
приобрела в на …., применяя в работе практическое пособие « Дары Фрёбеля» и представить вашему вниманию несколько игр
Слайд 3Мало кто из педагогов задумывался , кто и для чего создал
эту методику.
Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.
Слайд 4 Познакомьтесь!
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
21 апреля 1782 - 21 июня 1852 (70 лет)
Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.
Слайд 5Фридрих Фребель известен как: создатель первого детского сада
Ф.Фрёбель придумал очень поэтичное
название - "детский сад". По-немецки, Kindergarten.
Совершенно естественно было называть тех, кто растит эти "цветы жизни", "садовницами". Так официально и звались воспитательницы первых детских садов.
Ядром педагогики детского сада Фребеля была
игра.
Слайд 6Ф.Фрёбель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную,
оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Он немало способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Система Фридриха Фрёбеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фрёбелевские общества.
Слайд 7Игру Ф.Фрёбель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию
игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Ф. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.
Игры, считал Ф.Фрёбель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество. Многие из этих занятий применяются и по сей день.
Слайд 9ПЕРВЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЕТСЯ МЯЧ.
Модуль 1: «Шерстяные мячики».
знакомство с цветами; первичное
понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».
Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.
Слайд 10ВТОРЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЮТСЯ НЕБОЛЬШИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР
Модуль 2:
«Основные тела»
Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.
Второй «дар» - шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф.Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу».
Слайд 11ТРЕТИЙ ДАР — КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ КУБИКОВ (куб разрезан пополам,
каждая половина — на четыре части).
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.
Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф.Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной
Слайд 12ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР — ТЕХ ЖЕ РАЗМЕРОВ КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ ПЛИТОК
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.
развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.
Четвертый «дар» - кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения - равновесия и распространенного движения.
Слайд 13ПЯТЫЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА 27 МАЛЕНЬКИХ КУБИКОВ,
Модуль 5 «Кубики и призмы»
27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.
Слайд 14ШЕСТОЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ ТОЖЕ НА 27 КУБИКОВ,
Модуль 6
«Кубики, столбики, кирпичики»
27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.
Знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.
Слайд 15 Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм,
необходимых для строительных игр ребенка.
Слайд 16
Существуют и дополнительные наборы: кольца различной величины и цвета, палочки различной
длинны и цвета, крупная мозайка т.д. Дополнительные наборы разработаны современными психолагами с учетом конструктивных идей и педагогического воззрения, А. Фрёбеля
Эти дары необходимы для строительных и творческих игр детей.
Слайд 17
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные,
тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.
Изучение различных плоскостных геометр.фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем стороны углы и стороны. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей.
Слайд 18
Модуль10 «Фишки»
Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного
материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.
Модуль 11 «Цветные тела».
Тренировка мелкой моторики(в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки( с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполнения задания по образцу, по заданному алгоритму.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».
Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Слайд 19« Самые вкусные зернышки»
Образовательная область :«Познание»
Содержание работы: развитие внимание, логики, памяти,
игровой деятельности, умение сотрудничать,
Используемые материала:
Набор 7, Игровое поле
Возраст участников:
4-6лет
Количество участников:
1 и более
Интеграция с другими областями:
« Коммуникация» «Здоровье»
Описание игры: Вместе с детьми вспоминаем (читаем) сказку «Кот и петух»,вспоминаем приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок ,шелкова головушка, красная бородушка ,выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» На пол рассыпается любое количество фигур из набора №7 и дается инструкция « Самые вкусные зернышки не красные и не желтые». Задание для детей 3-4 лет дается наглядно на карточка. Дети старшего возраста получают задание на слух. Выигрывают те дети, которые нашли вкусное зерно и вернулись на свое место (старшим детям дается фиксированное время от 10 сек. до 1 минуты).
Слайд 20« Колечко, колечко выйди на крылечко»
Образовательная область «познание»
Содержание: развитие сенсорных навыков,
развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать.
Используемые материала:
Набор №7
Возраст участников:
5-7лет
Количество участников:
3 и более
Интеграция с другими областями:
« Познание», « Коммуникация»
Предварительная работа: Эта игра модификация известной игры под название «Колечко, колечко». Рекомендуется предварительно поиграть с детьми в эту игру.
Описание игры: В этой игре вместо колечка – любая фигурка из набора « Дары Фрёбеля» №7. Усложнение в том, что « колечко» у каждого на открытых ладошках и все дети видят, у кого какая фигура. Дети сидят или стоят полукругом. Со словами ведущего « Колечко, колечко выйди на крылечко», выбегает ребенок у которого фигура соответствующая карточке ( см. набор карточек).Цель, успеть выбежать и не дать выбежать соседу с соответствующей фигурой. Для детей старшего возраста игра возможна без опоры на карточки. Так выбегают все дети пока не останутся два человека.
Слайд 21«Эмоции»
Образовательная область: «Познание»
Содержание: развитие внимание, логики, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать,
Используемые материала:
Набор 7, 8, 9, 10.
Возраст участников:
4-7
Количество участников:
1 и более
Интеграция с другими областями:
« Коммуникация» « Социализация»
Описание игры: Детям( или ребенку) читают рассказ, или сказку. Стихотворение и детям предлагается с помощью фигур создать эмоции которые испытывают герои произведений.
Слайд 22
« Кто где живет»
Образовательная область: «познание»
Цель: Учить словесно обозначить месторасположение предмета:
« слева». «справа», « сбоку», «между» закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: развитие сенсорных навыков, развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать.
Используемые материала:
Набор №7 ,8 ватман или лист бумаги
Возраст участников
5-7лет
Количество участников:
2и более
Интеграция с другими областями « Познание», « Коммуникация»
Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и размера ( два набора одинаков)
По сигналу дети раскладывают фигуры по все сторонам и углам листа и одну в центре(педагог перед игрой предварительно показывает ).
Дети рассказывает какая фигура и где живет.
Например: « У меня круг находится в верхнем правом углу, а квадрат в центе, а у тебя»
Дети поочередно задают вопросы.
Усложнение. Ребенок закрывает глаза , в это время другой ребенок прячет или меняет фигуры местами одну фигурку. Открыв глаза ребенок смотрит и рассказывает об изменениях на листе.
Второй вариант. Дети больше буду двигаться, кого игра будет проходить на листе ватмана.
Слайд 23« Волшебный круг»
Образовательная область «Познание»
Содержание: развитие сенсорных навыков, мышления, внимания, памяти,
игровой деятельности, умение сотрудничать.
Используемые материала:
Набор №7 ,8 ватман или лист бумаги
Возраст участников:
4-7лет
Количество участников:
5и более
Интеграция с другими областями:
« Познание», « Коммуникация» «Здоровье»
Описание игры:
Первый вариант. Дети выбираю по одной фигуре, и становятся в круг. Каждый ребенок перед собой кладет по одной фигуре. Дети бегают по кругу или в рассыпную по группе и по сигналу воспитателя возвращается к своей фигуре. Проигрывает то, кто забыл у какой фигуры стоял.
Возможен апробирован вариант « Третий лишний»
Вариант игры: Вокруг одного ребенка по кругу раскладываются фигуры. Ребенок внимательно рассматривает фигуры. После ребенку завязывают глаза и просят найти определенную фигуру на ощупь. Игра заканчивается тогда, когда все фигуры будут собраны.
Слайд 24« Определи на ощупь».
Содержание:
развитие внимание памяти, наблюдательности, восприятие формы и
качества предмета
Используемые материалы: Все наборы
Возраст участников: 4-7 лет
Количество участников: 1 и более
Интеграция с другими областями: « Коммуникация», « Познание»
Описание игры: На столе нужно разложить несколько различных фигур и различных наборов по усмотрению педагога( или самостоятельного выбора ребенка). Затем в течении нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти фигуры и поиграть с фигурами. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди предметов или фигур какие – либо изменения. Вы можете заменить один предмет другим, убрать одну фигуру или несколько. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать .
Вариант:
Выложить последовательный. ребенок должен выложить точно такой же ряд из идентичного набора фигур.
Слайд 25Выводы
Предложенные мною игры помогут Вам в работе с детьми , вдохновят
к созданию собственных вариантов игр и позволят шире использовать пособие « Дары Фрёбеля».