Слайд 1Презентация на тему:
«Групповые формы работы на уроках»
Слайд 2Актуальность групповой работы
1.Навыки общения, приобретенные детьми в процессе взаимодействия в
группе, будут востребованы во взрослой жизни.
В ежедневной жизни мы много «работаем» в группах.
2.Во многих профессиях успех общего дела зависит от умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать.
Слайд 3Цели организации групповой работы :
a) Активное включение каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала, возможность «примерить» разные учебные роли.
б)Снижается уровень тревожности у робких учеников.
в)Повышение учебной и познавательной мотивации.
г) Опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
д) Сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Слайд 4Почему педагог не хочет использовать групповую работу?
Групповой работе надо сначала научить.
Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Слайд 5Роль учителя во время групповой работы:
1). Роль организатора и наставника
2).
Источник информации
3).Участник группы
Слайд 6Первые шаги в обучении работе в группе
1 этап:
Обучение групповой форме взаимодействия
начинается с первых дней пребывания ребенка в школе
2 этап: парная работа
3 этап: групповая работа
Слайд 7 Как объединять детей в группы?
На первом этапе учитель распределяет детей
в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Слайд 8 Как объединять детей в группы?
5) Загадки. Учитель назначает
командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
7) Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8) Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Слайд 9Варианты комплектования групп:
1.По желанию.
2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью «фантов»
и т.д.
3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года и т.д.
4. Подбор группы под лидера.
Шаг 1.Выбираем пять-семь учащихся, которые будут лидерами.
Шаг 2. Предлагаем каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу.
Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого-нибудь из оставшихся.
Шаг 4. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д.
Слайд 10Варианты комплектования групп:
4. По выбору педагога.
Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит
из четырех шагов.
Шаг 1. Составить список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором - равный ему или чуть слабее и т.д.
Шаг 2. Включить в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверить, выполняется ли в группе условие «2: 2», если нет, сделать соответствующую замену.
Шаг 3. Исключить из списка учащихся тех, которые попали в группу. И продолжить формирование групп.
Слайд 11Роли:
Чтец читает вслух;
Секретарь - записывает что-то от лица группы;
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
Хронометрист следит за временем.
Капитан
Докладчик
Критик
Секретарь
Контролёр
Писарь – записывает решение;
Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Позднее:
планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;
исполнитель – осуществляет попытки решения;
критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
Слайд 12Знаковые сигналы:
Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.
Сигнал «Вопрос от группы».
Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит капитана группы с красным флажком.
Сигнал «Готовы» - все участники группы подают сигнал хлопком в ладоши.
Слайд 13Принцип выбора заданий
Задания, требующие выполнения большого объёма работы
Задания на развитие творческого
мышления
Нестандартные задания
Проблемные задания, создающие определенное затруднение
Задания должны быть интересными для каждого участника группы
Слайд 14Положительные моменты
групповой работы:
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они
хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию умения общаться, уступать, помогать слабым стать более успешными.
2) Развивается самостоятельность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Повышается творческий потенциал.
3) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение демонстрировать их на практике. Ученик понимает свои индивидуальные пробелы, над которыми ему нужно поработать.
Слайд 15Математика
Составление и решение задач:
-к одной схеме на разные темы
-к разным схемам
на одну тему
-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп
Русский язык
Слайд 16Чтение
Составление плана текста
Чтение текста по ролям
Составление рассказа о герое
Ответы на вопросы
Окружающий
мир
Слайд 17Для того, чтобы групповая работа состоялась необходимо:
- создать ситуацию для возникновения
у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе;
- понять и принять цели работы в группы;
- научить ребят работать в группе;
обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает);
обмен ролями (один – учитель, другой – ученик);
обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера);
обмен позициями (выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату);
обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей , перестраивать, дополнять ее);
Слайд 18учащиеся владеют операциями:
анализ собственной деятельности
сравнивают способы с общей задачей
и с ожидаемым результатом
проверяют и оценивают собственные действия и действия товарищей
используют средства внутригруппового общения:
работают по правилам
действуют в рамках заданной роли
ведут бесконфликтное деловое общение с определением способов эффективного достижения результатов деятельности
Групповая работа эффективна не для всех типов заданий.
Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески.
Слайд 19Важно:
Время ГР - не более 15-20 минут в I – II
классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
Состав групп - в 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки; в 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре-пять человек.
Жесткая регламентация времени на группообразование.
Обязательное нормирование будущей работы.
Четкость и внятность поставленной задачи.
Распределение момента начала работы
(например, колокольчиком).
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально
Слайд 20Список использованной литературы
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина
– В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998
Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках / А.А. Гиниятуллина// Начальная школа.- 2004.- №1.- С.15-17
Ефимова И.Г. Организация групповой работы (материал из сайта заведующей кафедры начального обучения гимназии №2 г.Новосибирск)
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М. Просвещение, 1996, - 17 с.
Мороз Е.И. Эффективность работы в группах (материал из сайта учителя начальных классов СШ № 17 г. Баранович)
Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Л.И.Новикова// Начальная школа.- 2002.- №1.- С.73-74
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 1999.
Романова Е.В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса/ Е.В. Романова// Начальная школа. – 2007.- №5.- С.57-59
Танцоров. С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69
Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36
Перепелица И.В., КуксгаузенИ.И. . Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12