Презентация, доклад для начальной школы Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения

Содержание

Чтение – путь к познанию Ш. Амонашвилиобучающийсядостижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про

Слайд 1Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения
Учитель начальных классов
Писмарева Н.В.

Формирование  познавательных УУД  на уроках литературного чтенияУчитель начальных классов Писмарева Н.В.

Слайд 2Чтение – путь к познанию

Ш. Амонашвили

обучающийся

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

овладение универсальными учебными действиями

Чтение – путь к познанию

Слайд 3Познавательные УУД
Выпускник научится:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового

чтения художественных и познавательных текстов;

осуществлять поиск необходимой информации ;
выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Познавательные УУДВыпускник научится:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;осуществлять поиск

Слайд 4Познавательные УУД

Понятие смысловое чтение включает в себя:

Познавательные УУД Понятие смысловое чтение включает в себя:

Слайд 5Познавательное чтение смысловое чтение
Чтение мы должны рассматривать в

качестве способа познания действитель- ности, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи.











АМОНАШВИЛИ
Шалва Александрович

Действительный член РАО, научный руководитель лаборатории гуманной педагогики МГПУ, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики .

В книге « Размышления о гуманной педагогике» Ш. Амонашвили описывает условия для организации познавательного чтения и даёт методические советы о том, как сделать познавательное чтение актуально нужным для ребёнка.

Познавательное чтение    смысловое чтениеЧтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действитель- ности, и

Слайд 6Слово в цепочке
Слово в кружочке
с
а
д
о


б

о

в

Познавательное чтение выращивается и развивается в условиях разносторонней познавательной деятельности.

Примеры заданий.

Вот мой секрет сегодня. Отгадайте, кто может, и шепните мне на ухо

Слово в цепочкеСлово в кружочкес  а  д  о  б  о  в

Слайд 7Столбик слогов и слов

гора
гра
гар
рога
град


Кроссворд

мед едь

ол нь
ли а
каба
белк



- На третьем месте сверху написан слог «гра». Прав ли я?
- А что там написано?
- На четвёртом месте снизу написан слог «абр»! Так ли это?
- Прочтите этот слог вместе!
- На каком месте сверху написано слово «гром»?
Дети обнаруживают, что в столбце вообще нет этого слова.
- Простите! Я хотел сказать – слово «град»!
- Есть ли в столбике слово рога? Где оно?

Вместо механического многократного повторного чтения столбиков слогов и слов организовать познавательное чтение.

Столбик слогов и словгорагра гаррогаградКроссворд   мед   едь   ол   нь

Слайд 8Технология продуктивного чтения как средство формирования познавательных УУД
Цель : развитие такого

важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации на основе читательского опыта.
Главная задача учителя : вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Включает в себя три этапа работы с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения 

Технология продуктивного чтения как средство формирования познавательных УУД Цель : развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация,

Слайд 10Лев Николаевич Толстой
Автор
Место, где происходит действие….

Лев Николаевич ТолстойАвторМесто, где происходит действие….

Слайд 11Лев Николаевич Толстой
Автор
Название
кор..бль ...апитан пар...с ма...ьчики м...тросы

Лев Николаевич ТолстойАвторНазваниекор..бль     ...апитан пар...с ма...ьчики м...тросы

Слайд 12Лев Николаевич Толстой
корабль


капитан
парус
мальчики
матросы

Лев Николаевич Толстойкорабль

Слайд 13I I этап. Работа с текстом во время

чтения 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача учителя : обеспечить полноценное восприятие текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов , постановка вопросов и проч.) Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Первичное знакомство с текстом ( Самостоятельное чтение, или чтение-слушание, или комбинированное чтение).
Приём «Чтение с остановками». Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: -Как вы думаете, что произойдѐт дальше?
-Как будут развиваться события?

I I этап.    Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его

Слайд 14III этап. Работа с текстом после чтения
Цель –

корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Творческие задания/ рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана выразительное чтение, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование и др.)

III этап.    Работа с текстом после чтенияЦель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с

Слайд 15Словесный портрет

Словесный портрет

Слайд 16артиллерист
отец
мальчики
акула
смелый
мужественный
опытный
волнующийся
любящий отец

испуганные
беззащитные
радостные
веселые
беззаботные
неопытные
хищник
морское чудовище
кровожадная
опасная
находчивый
решительный

артиллеристотецмальчикиакуласмелыймужественный опытный волнующийсялюбящий отец испуганныебеззащитные радостные веселыебеззаботныенеопытные хищникморское чудовище кровожаднаяопаснаянаходчивыйрешительный

Слайд 17Синквейн
Артиллерист
Опытный, решительный
Любит сына, выстрелил, спас
Где смелость, там победа
Герой
ПАМЯТКА
Синквейн – это «стихотворение», состоящее

из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна.
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, цитата, крылатое выражение...)
Пятая строка – одно слово, обычно существительное (ассоциация, синоним к теме, эмоциональное отношение к теме).
СинквейнАртиллеристОпытный, решительныйЛюбит сына, выстрелил, спасГде смелость, там победаГеройПАМЯТКАСинквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек

Слайд 18Ромашка вопросов /Ромашка Блума/
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка

вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Ромашка вопросов основана на классификации вопросов известного американского психолога и педагога Бенджамина Блума по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), а доработана и представлена в виде ромашки уже русскими психологами.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся начальной школы понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».

Ромашка вопросов  /Ромашка Блума/Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов

Слайд 19ПРОСТЫЕ
Кто? Когда? Где? Как?
УТОЧНЯЮЩИЕ
Правильно ли я понял...?
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Как бы вы поступили...
ОБЪЯСНЯЮЩИЕ
Почему...
ТВОРЧЕСКИЕ
Что будет,

если...
Если бы...

ОЦЕНОЧНЫЕ
Как вы относитесь...
Оцените поступок ...



Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?»

Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формули- ровке есть элементы предположения, фантазии, прогноза.

Оценочные вопросы. (Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

ПРОСТЫЕКто? Когда? Где? Как?УТОЧНЯЮЩИЕПравильно ли я понял...?ПРАКТИЧЕСКИЕКак бы вы поступили...ОБЪЯСНЯЮЩИЕПочему...ТВОРЧЕСКИЕЧто будет, если...Если бы...ОЦЕНОЧНЫЕКак вы относитесь...Оцените поступок ...Практические

Слайд 20Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в

образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014.

http://nkras.ru/books/arhiv/2015/TPR.pdf

Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста

Слайд 21ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – 5-6-е КЛАССЫ).
Технология формирования

правильного типа читательской деятельности
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – 5-6-е КЛАССЫ).Технология формирования правильного типа читательской деятельности

Слайд 22Вывод
Для формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения необходимо:
уже в

период обучения грамоте организовать познавательное чтение;
на уроках литературного чтения использовать современные педагогические технологии: технологию продуктивного чтения, РКМЧП, проектно-исследовательскую деятельность и др.;
учителю при подготовке к уроку дополнять методический аппарат учебника чтения современными приёмами работы .

ВыводДля формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения необходимо: уже в период обучения грамоте организовать познавательное чтение;на

Слайд 24Используемые источники
1. ФГОС НОО http://минобрнауки.рф/документы/922
2. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
3.Ш. А. Амонашвили . Размышления о гуманной педагогике.- М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.
4. Технология продуктивного чтения. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf
http://www.openclass.ru/node/361918
5. Технологическая карта урока литературного чтения
http://tfolio.ru/item/z3dd
http://junior-school.jimdo.com/фгос-ноо/
6. Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014.
http://nkras.ru/books/arhiv/2015/TPR.pdf
7. Умение задавать вопросы./ Загашев И.
http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html






Используемые источники1. ФГОС НОО http://минобрнауки.рф/документы/9222. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть