Презентация, доклад для дошкольных работников. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Содержание

План 1. Что такое познавательно-исследовательская деятельность дошкольников по ФГОС ДО. (Побережная Т.М.)2. Организация познавательно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании (кружок «Размышляйки» Р.Р. Исмагиловой, С.В. Пыжьяновой)3. Практикум организации познавательно-исследовательской деятельности (Р.Р. Исмагилова, С.В. Пыжьянова)

Слайд 1Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО



Консультация для педагогов групп

детей
старшего и подготовительного возраста
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДОКонсультация для педагогов групп детей старшего и подготовительного возраста

Слайд 2План
1. Что такое познавательно-исследовательская деятельность дошкольников по ФГОС ДО. (Побережная

Т.М.)
2. Организация познавательно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании
(кружок «Размышляйки» Р.Р. Исмагиловой,
С.В. Пыжьяновой)
3. Практикум организации познавательно-исследовательской деятельности (Р.Р. Исмагилова, С.В. Пыжьянова)
План 1. Что такое познавательно-исследовательская деятельность дошкольников по ФГОС ДО. (Побережная Т.М.)2. Организация познавательно-исследовательской деятельности в дополнительном

Слайд 3Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и

неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира

Слайд 4ФГОС ДО: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными

способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ФГОС ДО: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу

Слайд 5Понятие «познавательно-исследовательская деятельность»
- это поисково - исследовательская деятельность, которая

включает в себя:
Формулировку гипотезы;
Выбор средств получения ответа;
Собственно действия;
Соотнесение результата с целью деятельности;
Заключительный вывод

Понятие  «познавательно-исследовательская деятельность»   - это поисково - исследовательская деятельность, которая включает в себя: Формулировку

Слайд 6Познавательная деятельность направлена на:
получение новых знаний, их усвоение
овладение необходимыми умениями и

навыками
появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

Познавательная деятельность направлена на: получение новых знаний, их усвоениеовладение необходимыми умениями и навыкамипоявление навыка воспроизводить и применять

Слайд 7Понятие экспериментирование
метод, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок

скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей в предмете или явлении (Л. Н. Вахрушева)

Понятие экспериментирование метод, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок скрытых от непосредственного наблюдения связей и

Слайд 8Понятие экспериментирование
Эта форма познавательной активности направлена на получение недоступных непосредственному восприятию

характеристик и качеств предмета или явления.
Идея в буквальном смысле «добыть» знания принадлежит самому ребенку. Он самостоятельно, без участия взрослого, ставит перед собой задачу и находит средства для ее решения.

Понятие экспериментирование Эта форма познавательной активности направлена на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или

Слайд 9Особенности детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков)
Самостоятельность.
Гибкость.
Развитие действий целеобразования.
Наличие

проб и ошибок.
Построение внутреннего опыта ребенка. Наличие неясных знаний.
Стихийное складывание неясных знаний. «Неруководящая» роль взрослого.

Особенности детского экспериментирования  (Н. Н. Поддъяков)Самостоятельность. Гибкость. Развитие действий целеобразования. Наличие проб и ошибок. Построение внутреннего

Слайд 10 Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего

возраста (от 2 до 3 лет)


Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредс­твенного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, посте­пенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего возраста

Слайд 11 Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего

возраста (от 2 до 3 лет)

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим матери­алом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец раз­ной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение срав­нивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и разли­чие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че­го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего возраста

Слайд 12Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Младшая группа (от

3 до 4 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обоб­щенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познаватель­ные действия экспериментального характера, в процессе которых выделя­ются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержани­ем алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Слайд 13Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Младшая группа (от

3 до 4 лет)

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (исполь­зуя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, вели­чиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз­личных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред­метов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо­угольная и квадратная).
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (боль­шие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьша­ющихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Слайд 14Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Средняя группа (от

4 до 5 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помо­гать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Слайд 15Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Средняя группа (от

4 до 5 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помо­гать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Слайд 16Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Старшая группа (от

5 до 6 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять уме­ние использовать обобщенные способы обследования объектов с помо­щью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцеп­тивных действий.
Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использо­ванию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в про­цессе его исследования.
Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной де­ятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Слайд 17Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Подготовительная к школе

группа (от 6 до 7 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцеп­тивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.
Создавать условия для самостоятельного установления связей и от­ношений между системами объектов и явлений с применением различ­ных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предла­гаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и исполь­зовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Подготовительная к школе группа (от 6 до

Слайд 18Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Подготовительная к школе

группа (от 6 до 7 лет)

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;


Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Подготовительная к школе группа (от 6 до

Слайд 19Этапы развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Первые попытки целенаправленной исследовательской деятельности проявляются

у 3-летних детей. К этому возрасту ребенку уже удается удерживать цель, а не просто манипулировать предметами. Например, не сыпать песок совочком в ведерко ради самого действия, а наполнить его доверху и высыпать в другом месте. Если действия по какой-то причине неуспешны, то малыш не отказывается от своей задумки и настойчиво повторяет.
Следующий этап связан с формированием умения более тщательно обследовать объекты. Внимательное рассматривание, выделение составляющих деталей, внимание к форме и размерам дают возможность 3-4 летнему ребенку заметить что-то новое, открыть неожиданно для себя важные свойства и связи. Например, дошкольник видел раньше божью коровку только на картинке, а на прогулке заметил насекомое на траве. Малыш с интересом рассматривает яркую букашку, наблюдает, как она перемещается по листочку… Но тут божья коровка раскрывает крылышки и взлетает, чем невероятно удивляет юного исследователя. Состоялось настоящее открытие для малыша, и новые знания прочно укрепились в его сознании.
Этапы развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников Первые попытки целенаправленной исследовательской деятельности проявляются у 3-летних детей. К этому

Слайд 20Этапы развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
В 4-5 лет познавательная деятельность не

ограничивается простыми действиями, наблюдением и вопросами, а дополняется экспериментированием, которое предваряется простейшим анализом. Основной мотив заключается в получении новых знаний, а для этого нужно осознанно поставить цель, выполнить познавательную задачу, да еще и соотнести полученный результат с намерениями. Полученные в самостоятельном эксперименте сведения являются только предположительно истинными. Ребенок это чувствует, поэтому старается найти подтверждение в ответах взрослого.
Высший уровень представлен собственно познавательно исследовательской деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Главные характеристики этого этапа: ребенок овладевает конкретной и точной постановкой вопроса, требующего прояснения, а также формулирует гипотезы, какой возможен ответ. Он способен предложить новые идеи для решения поставленной задачи.

Этапы развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников В 4-5 лет познавательная деятельность не ограничивается простыми действиями, наблюдением и

Слайд 21Стимулирование потребности в познании у дошкольников
Все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в

чутком сопровождении со стороны родителей и воспитателей. Особенно причастность взрослого наполнит содержанием и направит в безопасное русло познавательную активность детей. Организация познавательной деятельности дошкольников заключается и в том, чтобы пробуждать интерес к новым знаниям.
Вопросы у ребенка рождаются, когда появляется противоречие между тем, что он уже знает, и появлением неких особенных фактов. Скажите малышу, восхищенно разглядывающему бабочку, что это красивое насекомое образовалось из гусеницы, и этот вопрос будет подниматься ребенком несколько лет. До тех пор, пока сложная природная метаморфоза не уложится в детское сознание.
Также дошкольник обязательно обращается к взрослому, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода в отношении новых знаний. Многое еще недоступно пониманию ребенка, и он нуждается в помощи старших компетентных людей.

Стимулирование потребности в познании  у дошкольников Все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в чутком сопровождении со стороны

Слайд 22Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
Сюжетные и

ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
Наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
Диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить: Сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша

Слайд 23Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
Занятия с

конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке.
Экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
Коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
Конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить: Занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть