Слайд 2Образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Расширение знаний детей о природных явлениях.
Задачи:
познакомить детей с природными явлениями; формировать интерес к познанию природы; учить понимать и оценивать природные явления; учить детей замечать красоту природных явлений; развивать у детей воображение, умение передавать колорит явлений в рисунках.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Осень», И.С. Никитин «Встреча зимы», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Материалы и оборудование:
иллюстрации природных явлений(туман, дождь, гроза, облака, радуга, град, ветер, иней, снегопад, метель, сосульки); мыльные пузыри; листы бумаги на каждого ребенка; карандаши, акварельная краска, кисточки, стаканы с водой, салфетки.
Слайд 3Над рекою он клубится
На луга, как снег ложится.
Влез за ворот и
в карман...
Как зовут его…(Туман)
Туман - это облако у поверхности земли, это пелена из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Иногда, туман бывает таким густым, что трудно, даже невозможно что-либо увидеть. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Над реками, озерами туман возникает, когда воздух теплее воды. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода.
Слайд 4Городские туманы гуще сельских, потому что воздух в городе полон пыли,
сажи, выхлопных газов, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.
Слайд 5Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И
никуда я не иду,
Покуда он идет
(Дождь)
Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.
Слайд 6Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице...(Гроза)
Гроза –
это атмосферное явление, при котором возникают молнии, сопровождаемые громом. Она образуется в мощных кучевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и сильным ветром. Гроза относится к одному из самых опасных для человека природных явлений. Гром – это звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
Слайд 7Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают…(Облака)
Облака. С виду облака
похожи на громадные комья ваты. А из чего они состоят на самом деле? Из миллиардов и миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
Слайд 8Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота…(Радуга)
Радуга
может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (Ответы детей)
Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку.
Слайд 9Облако
Беленькое облако
(Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей
(Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше,
выше, выше
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть).
Слайд 10Туча в небе, дождь идёт
Падать стал вдруг с неба лёд
Крупный, словно
виноград
Называется он…(Град)
Град. Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики.
Слайд 11Кусты и деревья качает,
Воет как волк в трубе.
Сразу за дверью встречает
И
дует в лицо тебе...(Ветер)
Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз.
Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый.
Слайд 12Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг
стал светло-синий.
Серебром сверкает…
(Иней)
Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие безветренные ночи или при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки…Говорят, что иней – это твёрдая роса.
Слайд 13На дорогу, поле, лес
Звёзды падали с небес.
Собирал я их, ребята,
Целый день
большой лопатой. (СНЕГОПАД)
Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки
Слайд 14Завывает за окошком,
Ледяною сыпет крошкой.
Снегом мягкую постель
Стелет по полям…(Метель)
Метель, или
вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.
Слайд 15Сосульки. Посмотри, снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи
нагревают его до температуры выше нуля. А стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что под крышей температура ниже нуля, холодно. Оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края, охлаждается и замерзает. На замерзшую каплю натекает следующая, также замерзающая, затем третья капля, и так далее. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок. В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы ещё удлиняются - так образуются сосульки.
Слайд 16 Ответь на вопросы:
Назови явления природы.
Как называется проливной дождь?
Как появляются сосульки?
Сколько цветов
у радуги?
Сколько примеров явлений природы было в презентации?
Слайд 17Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,
Мы с тобой снежок
лепили (лепят снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают,
Два – поймаем (приседают, ловят,
Три – уроним (встают, роняют,
И…сломаем (встают, роняют, топают).
А теперь мы с вами, ребята, зарисуем на ваш выбор те природные явления, которые вам понравились или запомнились больше всего.