Слайд 1Муниципальное автономное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа №2
______________________________________________________________
?607762, Нижегородская область, городской
округ город Первомайск.
Применение технологии проблемного исследования при работе над словом
Вострова Валентина Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ Первомайская СОШ №2
Городской округ город Первомайск Нижегородской области
Слайд 2Визитная карточка
Вострова Валентина Ивановна
МАОУ Первомайская СОШ №2
Учитель начальных классов
Почётный работник общего
образования
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Слайд 3Условия формирования личного вклада
Построение обучения как исследования, есть универсальное средство,
обеспечивающее развитие исследовательской мотивации.
Создание на уроке условий для развития познавательных потребностей.
Применение проблемно – диалогического метода.
Индивидуальные и групповые формы обучения, создание условий для группового и индивидуального поиска, творчества, эксперимента.
Слайд 4Актуальность применения технологии проблемного исследования в развитие образования
С самого раннего детства
и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Через слово он узнаёт о том, чего ещё никогда не видел, не слышал и просто не знал. Благодаря слову новый человек роднится с древними мыслями. Благодаря слову каждый из нас обретает возможность обратиться к будущему поколению. Всё изменится, а слово будет прежним. Никуда не исчезнут. «доброта», «любовь», «мама», «счастье», «дружба», «мир».
Понимая важность умения учиться, всё же испытываешь сомнение в возможности достижения поставленной цели – «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться»
Одна из основных причин сомнений – недостаток развития исследовательских умений младших школьников.
Слайд 5Актуальность применения технологии проблемного исследования в развитие образования
Из всех орудий Слово
– самое удивительное и сложное.
Технология проблемного исследования, позволяет возбудить интерес школьников к русскому языку, способствует развитию особого отношения к слову, внимательнее относиться к родной культуре, к родной речи.
Исследование слова даёт возможность пробуждать интерес у обучающихся к тайнам и чудесам языка.
Исследовательская работа над словом позволяет школьникам прислушиваться к речи окружающих, внимательно вглядываться в строки книг и газет, дети начинают не только «думать словами», но и «думать о словах».
Применение исследования в учебном процессе даёт возможность младшим школьникам стать из пассивных обучаемых в действительных субъектов учения.
Слайд 6Теоретическое обоснование технологии проблемного исследования в развитие образования
Учёные – психологи В.В.Зеньковский,
Н.С.Лейтес, А.Н.Поддьяков отмечали особенность младших школьников иметь внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Для развития исследовательской деятельности необходимо, чтобы у ребёнка была развита собственная мотивация к выполнению исследований. Очень важно, чтобы ребёнок с первых шагов учения мог прикоснуться к многообразию словарного запаса русского языка, удивиться тайнам языка, понять радость творчества, испытать восторг открытия. Проблемы развития интереса к языку, происхождения различных слов, превращениях и приключениях слов, законов языка, столь же естественных, как и законы природы. Об этом говорится в работах В.А.Сухомлинского, Л.В.Успенского, К.Д.Ушинского. Автор показывает, как можно провести диагностику развития письменной речи детей на основе малоизвестного, но эффективного вида задания – реставрация текста - С.К.Тивикова, что такое слово и как работать со словом - И.Г.Милославский, использования словарей для выполнения практических заданий -Л.В.Щерба, что важнейшим аспектом развития внимания к слову является постоянное обогащение словарного запаса школьника - О.Н.Лёвушкина. Проведя анализ состояния педагогической литературы, составной частью которой рассматривается слово как первоэлемент, Л.В.Успенский, И.Г.Милославский, В.А.Синицын пришли к выводу о необходимости целенаправленной и систематической работы над словом на уроке и во всём педагогическом процессе образования и обучения детей.
Много занимательного материала по развитию интереса к слову разработано у И.Г.Сухина. Широко представлены игры со словами в школе и дома у авторов О.К.Разумовской, В.В.Волиной, Н.В.Пикулёвой, О.Н.Козак. Однако открытыми остаются общие приёмы в совокупности работы над словом. В связи с этим актуальность приобретает непрерывность и целостность исследования слова при изучении предметов в начальной школе. Таким образом, специального рассмотрения требует проблема исследования слова как непрерывного и целостного процесса для успешного обучения учащихся и развития речевой культуры.
Слайд 7Теоретическое обоснование технологии проблемного исследования
Систематическое применение проблемно – исследовательского метода в
преподавании предметов.
Активизирование мышления и познавательной деятельности – возникновение проблемы.
Ставить обучающего в позицию учёного – наблюдать и производить поиск, сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать.
Включать в работу над словом специально организованные исследования, учить приёмам и методам, позволяющим процесс исследования превратить в творческий процесс, способствующий развитию познания русского языка и творческой активности человека.
Работать с информацией.
Действенность принципа проблемности и диалогичности.
7. Строить урок в соответствии с методикой проведения учебного исследования, соблюдая этапы, характеризующие сущность проблемно –исследовательского метода.
Слайд 8Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: способствовать развитию
у ребёнка исследовательского отношения к слову и всему окружающему его миру, к самому себе.
Задачи:
- становление у обучающихся исследовательской позиции;
- пробуждение интереса к слову, научить детей чувствовать слово и понимать его истинное назначение;
- научиться пользоваться родным русским словом через исследование материала в виде заданий аналитического и творческого характера для развития языковой интуиции, речевой культуры;
- работать не только над развитием и обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик;
- быть готовым владеть словом так, чтобы можно было соответствовать современным требованиям обучения.
Слайд 9Ведущая педагогическая идея
Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках русского
языка, литературного чтения, «Нижегородская сторона», «Образ и мысль», а также во внеурочной и внеклассной работе.
Через развитие исследовательских умений младших школьников совершенствовать работу над словом.
Слайд 10Что такое «работа со словом»?
Это совокупность целенаправленных и систематически проводимых исследований,
направленных на усвоение обучающимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм современного русского литературного языка.
Строить урок в соответствии с методикой проведения учебного исследования.
Это систематическое применение проблемно – исследовательского метода в преподавании.
Включать в работу над словом специально организованные исследования.
Работать с информацией.
Деятельностный аспект
Другие науки
Слово - термин
ВД Кружок «Моя Родина-Россия»
Дар слова.
Слайд 11Деятельностный аспект
В содержание реализации входят следующие положения:
- что такое слово;
подбор разнообразных упражнений направленных на умение исследовать слово, воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать «грани» слова, чувствовать слово;
- приёмы и средства исследования слова, где слово первоэлемент. Отдельное слово во всей системе его значений и форм;
- системность исследования слова.
- детские работы «Исследуем слово»;
- слова, которые можно исследовать (орфографическая зоркость и социальная значимость при выборе слов для анализа)
-проекты, которые разрабатывали дети и составляли тексты для сопровождения;
- открытый урок с компьютерной поддержкой;
- образец непрерывного и целостного исследования слова;
Слайд 12В результате применения технологии проблемного исследования
ожидаются следующие результаты:
- становление у обучающихся
исследовательской позиции;
- повысится уровень качества обученности по русскому языку;
- совершенствуется усвоение системы языка через исследовательскую деятельность;
- научатся определять необходимый вид анализа при работе над словом;
- появится умение давать полную характеристику слова, создавая «мир слова», возникнет владение «даром слова», будут усваиваться «грани» слова;
- достижение оптимального уровня сферы употребления слова;
- развить умение пользоваться всеми видами словарей и справочной литературой;
- воспитать эстетическое отношение к искусству слова;
Деятельностный аспект
Слайд 13Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Многие
учёные – лингвисты подчёркивают, что сегодня как никогда особенно важно пробудить интерес к слову, через организацию исследовательской деятельности. Процесс этот длительный, целенаправленный и систематический, требующий определённой организации, системности, и методических знаний, практического опыта. Обладать хорошо поставленным голосом, уметь ясно и грамматически правильно говорить, чётко излагать свои мысли – очень яркая характеристика интеллекта современной личности. Новизна представленного материала заключается в:
- целостности и непрерывности исследования слова путём аналитических и творческих упражнений дающих возможность размышлять, осваивать языковую культуру, повышать интеллект учащихся, быть готовым к современным требования образования в целом.
В ходе освоения данного материала учащиеся получают возможность:
- исследовать проблему, то есть сознательно выявить связи и все формы слова;
- стать участником процесса размышления, таким образом реализовать свои возможности и освоить знания через исследовательскую деятельность;
- начать овладевать системой знаний и умений, необходимых в практической деятельности при изучении всего курса русского языка;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование интереса к слову, научатся чувствовать слово и понимать его истинное назначение.
Слайд 14Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диагностика позволяет нам определить степень
усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения, т.е. выставить оценку.
Для успешной организации процесса обучения проверяется и анализируется несколько факторов:
качество усвоения учебного материала;
интенсивность накопления ребенком социального опыта;
освоение им навыков исследования и взаимодействия;
уровень индивидуального развития учащихся.
На практике чаще всего применяются такие методы,
как:
- повседневное наблюдение за учебной работой учащихся,
- устный опрос;
- письменный опрос;
- контрольная работа;
- проверка домашней работы;
- тестирование.
Слайд 15
Диагностика мотивов деятельности
1) Тест «10 существительных»
Для диагностики мотивов деятельности, их ценностных
ориентаций.
Задание ученикам: расставьте слова в порядке значимости для вас, начиная с самого значимого.
Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.
Что будет помещено на 1-е, 2-е место, те ориентации и будут преобладать в деятельности учеников.
Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи.
Слайд 16Результаты помогут подобрать задания, создать проблемные ситуации, заинтересовать детей в зависимости
от типа преобладающего мотива.
«Особенности интеллектуального развития школьников»
Изучение особенностей и степени сформированности мыслительных процессов.
Методики диагностики степени сформированности мыслительных процессов (Л.Ф. Тихомирова)
По результатам данной методики определяется уровень сформированности мыслительных процессов и определяются направления исследовательской работы.
Диагностики познавательной активности школьника
Вопросы:
Как долго ученик подолгу (2 – 2,5 часа в день) занимается умственной деятельностью (кроме уроков в школе)?
Как ведет себя ученик, когда задан вопрос на сообразительность?
Много ли читает ученик дополнительной литературы?
Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?
Часто ли ученик задает вопросы?
Слайд 17Диагностики познавательной активности школьника
При проверке результатов определяется уровень познавательной активности класса.
Если у обучающихся сформирована познавательная активность, то они могут самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности. Именно это и позволит применять технологию проблемного исследования.
Данные диагностики позволяет подходить к построению процесса образования на индивидуальном уровне, что способствует повышению уровня обучения и самооценки.
Слайд 18Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
1.Выступление на школьном методическом объединении: обобщение и
трансляция личного опыта для учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы.
2.Открытый урок для школьного методического объединения. Целостность и непрерывность исследования слова 1 кл. Вострова В.И..pptx
3.Выступление на районном семинаре для руководителей и заместителей руководителей ОУ «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
4.Устное сообщение на районном семинаре «Анализ УМК Гармония: работа с информацией на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе»
5. Открытое внеурочное занятие «Применение и представление информации для проведения исследовательской поисковой информации. Проект «Мастер своего дела».
6.Выступление на районных МО для учителей начальных классов и заместителей руководителей ОУ.
7. Открытый урок для районного методического объединения учителей начальных классов.
8. Анализ деятельности с одарёнными детьми для районного методического объединения учителей начальных классов.
9. Участие детей в олимпиадах, победители олимпиад, призеры олимпиад.
10. Участие детей в конкурсах на школьном, муниципальном, региональном уровне с результатами участников, призёров, победителей.
Слайд 19Вывод:
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех
и действиев пружина.
Г.Р. Державин
Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.
Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.
Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.
Слайд 20Литература
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
2. Презентации
уроков «Начальная школa». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. Festival.1september.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru
6. Папки и файлы с теоретическим и практическим (Презентации) материалом.
Печатная литература.
7. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва 2009г.
8. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.
9. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009
10. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г.
Слайд 21
11. Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. « Начальная
школа плюс До и После». № 1 2009г.
12. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г. 11.Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/ (28.07.2010г.)
13. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 267-268.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648 (01.09.2010г.)
15. Фролова Л.А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий. «Начальная школа плюс До и После». № 7 2007г.
Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Компьютер.
3. Принтер и проектор.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Стеллажи для хранения таблиц, книг, дидактического материала, аудиовизуальных средств (слайдов, дисков и др.)
3.Интерактивная доска.
Слайд 22СПАСИБО, КОЛЛЕГИ!!!
Общие правила для педагога:
Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от
педагога неординарных усилий.
Занимаясь выработкой у детей исследовательских умений, следует соблюдать следующие правила:
Не читать наставления;
Помогать детям действовать независимо;
Не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
На основе наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей;
Не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
Научить не торопиться с вынесением суждения;
Научить детей прослеживать межпредметные связи.
Приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Подходить ко всему творчески. Представление презентации.Подходить ко всему творчески. Представление презентации.docx