Слайд 2Дисграфия
– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
(Р. И. Лалаева)
Слайд 3С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число
детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
Слайд 4Интерес к данной теме обусловлен такими факторами как:
большая распространённость среди учащихся
начальных классов. Число неуспевающих детей с различными видами нарушений письменной речи доходит до 40%;
необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
нарушения формирования письма препятствует успешности обучения в школе;
Нарушения речи (устной и письменной) вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, приводят ребенка в разряд неуспевающих.
Слайд 5Основные задачи по профилактике и коррекции дисграфии.
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие
фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
Слайд 6Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа
пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
Развитие тактильных ощущений: необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.
Расширение "поля зрения " ребенка.
Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Слайд 7Узнавание букв в усложнённых условиях
И
З
О
Назови
заштрихованные буквы.
Назови буквы, изображённые пунктиром.
И
З
О
Назови недописанные буквы.
К
Н
Х
К
Ю
Слайд 8Узнавание букв в усложнённых условиях
Назвать
буквы, наложенные друг на друга.
Г
Т
З
И
Ш
Н
Ф
Х
В
Назвать стилизованные буквы.
А Б В Г Д
Определить, какие из букв написаны неправильно.
Р
К
С
У
Ю
Ч
Слайд 9?
Л
Ж
Ш
О
А
Отгадай, какие буквы спрятались?
Н
Слайд 10Игра «Внимательные глазки»
Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены
на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну минуту?
И Т О С Л П Е Э Ж Х М Г
Слайд 11Д
О
М
А
В
О
Н
Р
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом
расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.
О
Слайд 13А
С
Б
О
К
А
Расставь буквы по возрастанию,
какое получится слово?
Слайд 14С
С
С
С
С
Сколько букв С спряталось на этой картинке?
Найди одну лишнюю букву.
С
С
С
Слайд 15
Прочитай пословицу по первым буквам картинок
Упражнение «Расставь буквы»
Нужно расставить буквы
по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились
.
«Делу время, потехе – час».
Слайд 16
Игра «Заколдованные слова»
Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши,
кабрыкао, балиранки
Слайд 17 Из каждого слова взять только первые слоги и
составить новое слово.
автомобиль, тормоз – ав-тор
колос, рота, ваза – ко-ро-ва
кора, лото, боксер – ко-ло-бок
Взять только вторые слоги
змея, рама – я-ма
пуговица, молоток, лава – го-ло-ва
укор, бузина, тина – кор-зи-на
Слайд 18
Раздели слова, которые «склеились»
газетарукициркложкамаслозимашуба
машинамагазинкнигаромашкаполе
зимаколобокрукирульдорогамалина
газетафарахалаткурткадверисобака
Слайд 19«Древнерусское письмо».
Записать слова только гласными (согласными), обозначая гласные (согласные) многоточиями.
Дети
надели шубы. ..е…и ..а..е..и ..у..ы.
Мама хорошо пела. М..м.. х..р..ш.. п..л..
Слайд 20«Арабское письмо».
Записать слова задом наперед.
В океане живет необычная рыба —
рыба-ёж.
.же-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В
Слайд 21Из букв каждого слова составить как можно больше слов.
великан — валик,
вал, век, лак,...
Буратино — буран, рано, нора…
проволока —
Мальвина —
Слайд 22Заключение
Актуальность профилактики дисграфии у
учащихся состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.
Работа по профилактике дисграфии должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Слайд 23Рекомендуемая литература
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных».
Мазанова
Е.В. Подборка книг по коррекции дисграфии.
Шатрова С.А. «Коррекция устной и письменной речи у первоклассников».