Учитель начальных классов
Патрикац
Мария Михайловна
Учитель начальных классов
Патрикац
Мария Михайловна
По двум словам нужно отгадать
всю пословицу.
Дело-мастер.
Труд-лень.
“ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”
моря -…….. старик -…….. дома -……..
столы -…… коса-………. роса-…...…
(Определи орфограмму,
подбери проверочные слова)
РЕБУСЫ
Распредели слова по выученным орфограммам
(запиши слова в столбик)
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв
( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша
( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген
( планета, звезда, орбита, снег)
Расшифруй слова
Игра «Клички»
Образуйте клички животных:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составьте предложения с образованными словами и выделите в них суффикс
ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ РАЗГАДАТЬ РЕБУС
«Угадай-ка»:
составь пословицу из данных слов, при чем
бери из них столько букв,
сколько указано в скобках:
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2),
глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2),
имя (1).
«Третий лишний»: а) горка, гора, горе (родственные слова);
б) поход, походка, ходить (часть речи);
в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква
в имени)
Шарады
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
Мы – для пильщиков подставка.
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
«Путаница»:
составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах:
МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С
Загадки (отгадки – словарные слова)
Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет (дорога)
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек по улице везут (машина)
Чудо-птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд (ракета)
По рекам – по волнам
Плавает все лето.
Хорошо, что он зимой
Отдохнет за это (пароход)
Найди «лишнее слово»
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Распредели слова на две группы:
найди родственные слова.
выдели корень.
«Не подведи свой ряд»
а) запиши родственные слова:
сад / летать / стол;
б) найди родственные слова и запиши их
в два столбика:
сад, сажать, сажа, лето, летать, полет.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки
ОБЪЯСНЯЕМ ОРФОГРАММЫ, НАХОДИМ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА
Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова:
приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.
Составь слово из звуков:
1-й – глухой парный для звука [з];
2-й – глухой парный для звука [д];
3-й - ударный гласный [о];
4-й – глухой парный для звука[г].
Игра «Кто быстрее?»
Назовите 10 слов из пяти букв, где средние (при расположении в столбик) составят начало алфавита, например:
слава
кубик
лавка
когти
Отгадайте загадку.
Запишите устойчивые словосочетания, пословицы, в которых встречается слово-отгадка.
КТО НАД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ?
НЕДЕЛЯ
Пятница 1
Пятница 2
Пятница 3
Пятница 4
Пятница 5
Пятница 6
Пятница 7
Какое выражение здесь зашифровано?
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой ……………………. .
Доскажи словечко:
Фальшивя, путают слова,
Поют кто в лес, ……………. .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …………. .
Мы исходили городок
Буквально вдоль и ……….
И так устали мы в дороге,
Что еле …………… .
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ………………… .
ЗАПОЛНИ «ЗМЕЙКУ»
б * * * *
*б***
**б**
***б*
****б
***б*
**б**
ОТНИМИ ПО БУКВЕ
Со мною все знакомы близко,
Моя племянница – сосиска.
. . . . .с .
Поверьте мне; когда сажусь,
Я выше ростом становлюсь.
с . . . . .
Не выдам я своих примет,
Но знай; в меня замок продет.
с . . . .
Сошлись бойцы в упорной схватке,
Друг друга бьют, надев перчатки.
. . . с
Вишнёвый, яблочный, томатный,
Я и полезный, и приятный.
с . .
ПРОЧИТАЙ ФРАЗЫ
На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
ЗАГАДКА
Вспомни и запиши как можно больше
пословиц и поговорок, загадок и
четверостиший, в которых
встречаются слова на правило – «Правописание слов с сочетаниями
жи, ши». Например:
1. Обрубок дерева - ….
2. Шестьдесят минут-….
3. Густой частый лес- ….
4. Хищная рыба с острыми зубами - ….
5. Из чего делают тяжелые сковородки -
6. Прикрывать глаза от солнца - … .
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Дидактическая игра:
Все наоборот.
ЧН
Замени букву.
Дочка ручка
бочка речка
ночка кочка
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
ШАРАДЫ
Я с Л смягченным – под землей
С твердым Л я на стене
Бываю каменным и бурым.
(книги, например, на мне),
А с твердым – в комнате любой,
Но как только Л смягчите,
В геометрической фигуре.
Сразу в танец превратите.
(Уголь-угол) (Полька-полка).
Без М – в лесу мне красоваться;
С М – суда меня боятся.
(Ель-мель).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
ПРОЧИТАЙ СЛОВО
ПО ВЕРТИКАЛИ
Игра
«Найдите числительные»
Есть у нас три сестрицы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитриться
Рассказать о троих.
У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица –
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед!
У простой стоножки
Стоит постоять,
Можно у стоножки
Опыт перенять!
ИЩЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
КТО БОЛЬШЕ
СОСТАВИТ СЛОВ
Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о
«Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ,
ДРУГВ
«Отвечай и проверяй».
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод?(шубки)
-Любим мы играть …(в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)
Восстанови слова
(театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)
Т…АТР, …АР…ЛКА,
…ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З
Т…П…РЬ
КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ?
«Правописание парных согласных
в корне слова».
Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет.(…….)
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается(………)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду.(…………)
НАЙДИ ПАРУ
Игра
«Буквы потерялись»
- Какие буквы пропущены?
…ЕЛО
…ННА
…ОРЬ
…ИСТ
…ИГА (Сахар)
Г…Р…Й Д…Р…Г…
Д…К…Б…Ь Г…Т…В
Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)
НАЗОВИ СЛОВА
ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Угадай слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Корень в пути затаился,
В сборе приставка живет,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:
Лето, летать, летчик;
Корм, накормить, кормушка;
Гористый, пригорок, горе;
Рисовый, рисовать, рисунок.
Загадки
«Правописание сочетаний
жи, ши, ча, ща, чу, щу».
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (……..)
Горит столб, а дыму нет.(……….)
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен (………)
Замени выделенную букву в слове другой,
чтобы получилось новое слово:
Мир- ___________________
Мир - ___________________
Бак - ____________________
Кость - __________________
Жир - ___________________
Голос - __________________
Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб омгор
еН етитуш с омгоросон!
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозереб , и доп йокле,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс
Кто за кем?
(2 ком.—2 девочки и 2 мальчика.)
Девочки должны расставить по
алфавиту карточки с именами мальчиков,
а мальчики — карточки с именами девочек:
ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ,
ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЕНЯ, СЕНЯ,
МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА,
ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, НИНА, МАША,
КЛАВА, СВЕТА,ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.
Что за слово?
Задача играющих — расшифровать и записать
3 слова, буквы которых обозначены
числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1,3,
10, 20; 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.
Образуйте от данных слов трехсложные слова:
КОТ, МЫШЬ, ЛИСТ, НОЖ, ДУБ, РОЗА, ВАЗА,
КОЗА, ПЕТУХ, ПЕРО,ЗЕРНО.
Расположи по порядку. (3 чел.)
У каждого участника игры —
список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но различающихся вторыми буквами:
СЕКРЕТАРЬ, СМАЗЧИК, СКАЗОЧНИК,
СВАРЩИК, САДОВНИК; СЕЛЕДКА, САХАР,
СМЕТАНА, СГУСТОК, СКОВОРОДА; СДАЧА, САМОВАР, СЛОВО, СВЕРТОК, СИГНАЛ.
Из каждого слова возьмите только
первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз
2) колос, рота, ваза
3) молоко, нерест, таракан
4) кора, лото, боксёр
5) баран, рана, ,банщик
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
ОТГАДАЙ
Из каждого слова возьми последние слоги и составь новое слово:
1) мебель, ружьё
2) соломка, пора, мель
3) лиса, бельмо, буклет
4) пуловер, пальто, билет
5) молоко, реле, берет
6) смола,cлеза, берет
1) пластинка, картинка, павлин
2) пастух, плотина, лагерь
3) сапоги, парашют, фантазия
4) косари, заморозки,лётчик
5) мука, рагу, диван
6) карта, паутина, налёт
7) вода, дорога, проба, невод
Возьми по одному любому
слогу так, чтобы получилось слово.
Раздели слово на два коротких.
верхушки=____+_______
кипарис =_____+_____
макушки =_____+______
газель =_____+_____
волокно =_____+______
парус =_____+______
полоса =_____+______
ДОБАВЬ БУКВУ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА,
ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО.
Анаграммы и логарифмы
в стихах.
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои-
И целый лес ты мною свалишь.
2 Я-дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду.
3. По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочти -
Нож я наточу.
Назови одним словом:
сумка, ведро, врач …….
весело, хорошо, наугад……
скользит, зеленый, земля…..
Выбивание слова.
строит решал
бежать рисовали
видит пишет
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (……..)
Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (……..)
«Правописание
безударных гласных,
не проверяемых ударением».
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (………)
В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (………)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (…………)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (……..)
День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (……….)
Двойная согласная.
Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (…………)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (……….)
Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком (…………)
Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса,
вас обслужит (…………)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (………..)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие (……………)
Шел долговяз, в землю увяз. (……..)
В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (………..)
«Состав слова».
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (……………)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (…………….)
Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (…………….)
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.
(…………….)
Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
(……………)
Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук –
не расстанутся!(…………….)
«Правописание
безударных гласных
в корне слова».
Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (……)
Ни начала, ни конца,
ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар,
что она – большущий шар. (……..)
Запорошила дорожки,
разукрасила окошки,
Радость детям подарила
и на санках прокатила.(……)
Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (…….)
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть