Слайд 1
Дети с нарушениями слуха:
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 2Классификация нарушений слуха
Слайд 3Различия глухих и слабослышащих
Глухие дети не воспринимают речь разговорной громкости и
без специального обучения устная речь у них не развивается. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта является обязательным условием их развития.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости
Слайд 4ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Слайд 5Психологические особенности
сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в
его распределении;
преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным;
превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость уровня развития словесно-логического мышления от развития словесной речи учащегося;
Слайд 6Психологические особенности
непонимание эмоций других людей
обедненность эмоциональных проявлений;
наличие комплекса
негативных состояний – неуверенность в себе, страх,
гипертрофированная зависимость от близкого взрослого,
завышенная самооценка, агрессия;
приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействий с одноклассниками
Слайд 7Особенности развития речи
на уровне продуцирования - нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового
состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов;
на лексическом уровне – ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением;
на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций;
на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционным/инвертным порядком слов/словосочетаний и ограниченном понимании читаемого текста.
Слайд 8Общение
Для глухих детей жестовый язык и дактилология являются наиболее доступными и
предпочитаемыми средствами общения
Слайд 10ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
потребность в обучении по адаптированной
основной образовательной программе;
потребность в обучении слухозрительному восприятию устной речи,
потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в ее коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания
формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях,
потребность в развитии словесно-логического мышления, памяти
Слайд 11ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
потребность в обогащении жизненного, практического,
социального опыта
потребность в социальном адаптировании, включении в общество слышащих людей.
потребность в формировании, развитии целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля собственной деятельности;
потребность в развитии личностной сферы: развитие эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и уверенности в себе.
Слайд 12УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
-опора на предметно-практическую деятельность в учебном процессе;
- интенсификация
речевого общения учащегося с нарушением слуха;
- планомерное и интенсивное развитие слухового восприятия,
- развитие словесной речи как средства обучения и познания
использование всех сохранных анализаторов
Слайд 13АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с
нарушениями слуха – это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих или слабослышащих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Слайд 14АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Адаптированная основная образовательная программа общего образования глухих или
слабослышащих детей самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования для глухих или слабослышащих детей и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы для учащихся этой категории.
Слайд 15Адаптированная основная образовательная программа
Адаптированная основная образовательная программа общего образования глухих или
слабослышащих детей определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации
Слайд 16НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОСТАВЛЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую базу разработки АООП глухих
или слабослышащих детей составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для глухих или слабослышащих детей,
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа образования (ПрАООП) на основе ФГОС для глухих или слабослышащих детей,
Устав образовательной организации
Слайд 17СТРУКТУРА АООП
АООП для глухих или слабослышащих детей состоит из двух частей:
-
обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования глухих / слабослышащих детей.
В соответствии с требованиями ФГОС глухих или слабослышащих детей образовательная организация может создавать дифференцированные АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты В, С, D).
Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Слайд 18СТРУКТУРА АООП (ВАРИАНТЫ A,B,C,D)
1. Пояснительная записка, (цели и задачи ООП, срок
освоения АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся).
2. Планируемые результаты освоения АООП
3. Содержание образования
- Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (Примерный календарный учебный график)
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программы специальных (коррекционных) предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
- Программа формирования универсальных учебных действий
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- Программа внеурочной деятельности.
4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
5. Условия реализации АООП
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
- материально-технические условия.
Слайд 19Вариант АООП А
Данный вариант стандарта адресован глухим или слабослышащим
детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют достаточный опыт общения со слышащими сверстниками.
Такой ребёнок с аппаратами и/или с имплантами получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием обычных сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он обучается в инклюзивных условиях и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его слышащие сверстники
Слайд 20Вариант АООП В
Ребенок с нарушением слуха получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе (т.е. по программе специальной (коррекционной) школы).
Второй вариант (B) ФГОС отличается от первого также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетентности, использованию полученных знаний в реальных условиях. Обязательна специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов со слышащими.
Слайд 21Вариант АООП С
К числу обучающихся по варианту «С»
относятся глухие или слабослышащие дети с легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, а также такие дети, у которых нарушения слуха сочетаются с другими нарушениями и хроническими заболеваниями: нарушения зрения, интеллекта, проявления детского церебрального паралича (ДЦП) или нарушения мышечной системы, врожденный порок сердца, соматические заболевания
Слайд 22Вариант АООП D
Вариант «D» стандарта предназначен для
образования детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР – умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями других сфер: двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.
Смыслом образования такого ребенка является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, введение ребёнка в предметную и социальную среду, планомерное включение в общение, хотя бы кратковременное.
Итоговые достижения обучающихся с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с ТНМР и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетентности.
Слайд 23ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание собственных возможностей и ограничений
Готовность к принятию самостоятельных решений
Сформированность социальных
компетенций
Сформированность интерактивного взаимодействия с широким кругом слышащих в разных ситуациях жизни
Мотивация к непрерывному самообразованию, трудовой деятельности, профессиональной мобильности
Слайд 24Метапредметные результаты
1.Навыки планирования и самостоятельной учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами
и учащимися
2.Построение своей образовательной траектории
3.Пользование языком и речью как инструментом мышления и познания
4.Пользование различными источниками информации в образовательных целях
5.Умение критично мыслить, участвовать в дискуссиях
Слайд 25Предметные результаты
1.Владение способами получения новых знаний, их применения в различных видах
учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности - на основе усвоения школьных учебных предметов
2.Формирование исследовательского типа мышления
3.Овладение методами познания, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования
Слайд 26Кадровое обеспечение
Педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы (вариант B,С,D), должны иметь квалификацию/степень
не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];
в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальное (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).
Эти требования относятся к учителю физкультуры, учителю музыкально-ритмических занятий.
Педагог-психолог (специальный психолог) – специалист, имеющий высшее профильное образование или профессиональную переподготовку по профилю специальная психология.
Педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы, не имеющие профильного образования должны пройти профессиональную переподготовку по направлению «Сурдопедагогика» в объеме не менее 540 часов.
Слайд 27Требования к работникам образовательной организации
Все работники образовательной организации, в которой обучается
ребенок (дети) с нарушением слуха не реже чем каждые 3 года направляются на курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме не менее 144 часов.
Повышение квалификации должно проводиться в сфере научно-обоснованных и экспериментально проверенных разработок в области обучения детей с нарушением слуха.
Слайд 28Материально-техническое обеспечение
должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям
детей с нарушениями слуха
В структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается неслышащий ребёнок;
организации временного режима обучения;
организации рабочего места неслышащего ребёнка;
техническим средствам комфортного доступа неслышащего ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии);
техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;
специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям глухих детей и позволяющих реализовать выбранный вариант адаптированной образовательной программы